» » Должностная инструкция моториста рулевого. Рулевой моторист на судне. Моторист-рулевой имеет право

Должностная инструкция моториста рулевого. Рулевой моторист на судне. Моторист-рулевой имеет право
Старший моторист (моторист) 153. Старший моторист (моторист) подчиняется механику и егопомощникам, а во время вахты находится в распоряжении вахтенногоначальника. 154. Старший моторист (моторист) обязан: (01) знать устройство главных энергетических установок ивспомогательных механизмов, уметь их обслуживать; (02) знать нормативные эксплуатационно-технические показателиработы энергетических установок; (03) участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники; (04) знать и выполнять правила технической эксплуатации судовойтехники; (05) своевременно проводить техническое обслуживаниемеханизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию; (06) знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей иклапанов судовых систем и уметь управлять ими; (07) уметь читать и понимать значение показаний приборов своегозаведования. 155. Старший моторист руководит работой мотористов (машинистов)при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.Вахтенный моторист 225. Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан: (01) получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии ирежимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченныхнеисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями,передаваемыми по вахте; (02) поверить исправность обслуживаемых технических средств,чистоту и порядок в машинном отделении; (03) доложить вахтенному механику о замеченных недостатках. 226. Во время вахты вахтенный моторист обязан: (01) находиться на своем посту и вести контроль за работойвверенных ему технических средств и осуществлять управление ими; (02) соблюдать инструкции по обслуживанию технических средствэнергетической установки; (03) выполнять указания вахтенного механика по обеспечениюбесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другиеего распоряжения. (04) при возникновении неполадок технических средств, пожараили поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить обэтом вахтенному механику и действовать по его указанию; (05) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Организационное обеспечение борьбы за живучесть судна Живучесть судна - это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.
Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в корпус, с пожарами и повреждениями технических средств.
Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно-техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.
Конструктивные мероприятия проводятся проектными и судостроительными организациями на стадии проектирования и постройки судна с целью обеспечения его живучести.
Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступления воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддержания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть судна.
В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким моральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.
Борьба за непотопляемость судна
Повреждения корпуса судна различаются по размерам (малые - до 0,05 м 2, средние - до 0,2 м 2 и большие - от 0,2 до 2 м 2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробоины) и по расположению в корпусе (надводные, подводные и на ватерлинии).
Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью деревянных клиньев и пробок (рис. 297).
Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью.
Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых небольших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов.
При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения. Хранятся клинья и пробки в сухом месте.
Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая заполнит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины.

Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).
К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулочных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь(рис. 298), изготовление которого не представляет труда.
Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полотнища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верхней шкаторины заделан кренгельс, к которому кре­пится промаркированный контрольный штерт (на малом судне, маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения положения пластыря по борту судна. Размеры пластыря могут быть различными, в зависимости от типа и размерений судна.

Техника постановки мягкого пластыря на пробоину (рис. 299) заключается в проведении следующих операций:
1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем двигателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.
Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкильных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части носового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превышающем ширину судна.
Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле:
l = 3,2 (Н + 0,5В),
где l - длина подкильного конца, м;
Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшборта, м;
В - наибольшая ширина судна, м.
Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине не пластыря при помощи соединительных скоб.
2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины,
расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.
3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов. Пластырь постепенно опус-кается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (определяется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и втугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пласт плотно прижимается к поверхности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с мощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На не6ольших судах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устройства.
Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.
Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегация пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.
Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды уровень в отсеке начинает снижаться.
Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для судоводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.
Жесткие пластыри применяются для заделки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах). Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами(рис. 300) может применяться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участках корпуса, а также для заделки дверей, люков, горловин, иллюминаторов.

Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образующей с завернутой в нее паклей подушку. Размер пластыря должен быть таким, чтобы пробоина со всех сторон перекрывалась на 150-300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к другой и они образуют внутренний щит пластыря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой. Доски пробиваются, тонкими гвоздями. Последующие слои толстых досок располагаются параллельно доскам второго слоя так, чтобы пазы накладываемого слоя находились посредине доски предыдущего слоя. Каждый слой прибивается гвоздями к предыдущему. Расстояние между гвоздями 100-150 мм подлине и 30-40 мм по ширине досок.
После закрепления досок пластырь переворачивается, загибаются концы гвоздей и по краям делается подушка - мягкие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.
Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение высоты подушки к ширине составляет 1: 2 или 1: 3, а высота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пластыря.
При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотняющих прокладок применяются подушки с куделью. Эти подушки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ровного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм.
Схема постановки жесткого пластыря снаружи показана на рис. 301.
При постановке пластырей изнутри применяются средства подкрепления . К ним относятся металлические раздвижные упоры (рис. 303) различных размерений, аварийные брусья, деревянные и металлические шаблоны, аварийные струбцины.
На рис. 302 изображены некоторые способы использования средств подкрепления при постановке жестких пластырей изнутри корпуса.
При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это может привести к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эфективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. По фанеру (железо) кладется промазанная суриком или солидолом парусина.

Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с использованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Фильтрующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.
Судоводителям маломерных судов, при подготовке к плаванию необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, средств и инструментов, предназначенных для борьбы за живучесть судна. Получение пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в корпус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях. Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвратить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.
Тушение пожаров на судах
Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрооборудования и нарушение правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит брошенная спичка, непотушенный окурок, оставленный без присмотра огонь.
Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное тушение очага возгорания.
Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его тушения.
Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходимо герметизировать и после этого применять средства тушения.
Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.
Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на поверхности горючего материала.
При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.

Для тушения пожара в начальной фазе используются переносные огнетушители различных типов. (пенные, углекислотные, жидкостные, порошковые и др.), так называемые "покрывала" (кошма, кусок брезента, одеяло), а также вода, песок, сода, асбест, графит и т.д.
Наибольшее распространение на судах имеют пенные и углекислотные огнетушители.
Заряд химических пенных огнетушителей (рис. 304) состоит из щелочной и кислотной частей. При приведении в действие огнетушителя щелочная и кислотная части заряда сливаются вместе, вступают в химическую реакцию и образуют пену.
Пена под действием давления выбрасывается через спрыск. Для приведения в действие огнетушителя необходимо откинуть рукоятку эксцентрика вверх до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном и направить струю пены в очаг пожара.
Углекислотный огнетушитель (рис. 305) заряжен углекислотой, которая выходя из насадки, быстро испаряется.
Для выпуска углекислоты присоединяется раструб, свободно вращающийся в вертикальной плоскости и служащий для лучшего снегообразования.
Огнетушитель приводится в действие путем открывания запорного вентиля до отказа и направления струи снега к очагу пожара. При этом огнетушитель держится вертикально и как можно ближе к очагу пожара.
В порошковых огнетушителях в качестве заряда используются порошковые составы, которые выбрасываются под давлением
Покрывала используются для покрытия очагов пожара в целях прекращения доступа к ним воздуха.
Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Маломерные суда в отличии от больших морских и речных судов не оборудуются стационарными системами пожаротушения, поэтому основным способом доставки воды к очагу возгорания на катере и лодке служит зачерпывание ее ведром и заливание огня.
Современные большие прогулочные суда и яхты имеют как переносные средства, так и стационарные противопожарные системы водотушения, пенотушения, паротушения и даже системы с применением инертных газов и легкоиспаряющихся жидкостей.
К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды некоторых предметов и судового оборудования.
При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для тушения горящего генератора и иного электрооборудования, находящегося под напряжением, используются углекислотные огнетушители, другие средства не рекомендуются. Углекислый газ не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрооборудования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки. После использования воды (особенно морской) или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя на длительное время. Если тушение пожара осуществлялось объемным способом с использованием стационарных систем пожаротушения, то помещение может быть введено в эксплуатацию только после его разгерметизации.
При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекомендуется:
1. Немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.
2. Отдать команду находящимся на борту людям одеть спасательные жилеты.
3. Быстро принять решение о способе тушения очага возгорания и использовать находящиеся на суд;
противопожарные средства ("покрывала", огнетушитель, вода и др.).
4. Четко отдавать указания находящимся на борту людям (если этого требуют обстоятельства) по оказанию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.
5. В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть судно, подается сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио (если есть радиостанция). При этом, учитывая влияние ветра, нужно постараться отплыть как можно дальше от покинутого судна и стараться держаться на воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спасателей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.).
При оставлении горящего катера (мотолодки), яхты необходимо позаботиться о том, чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и другие плавающие предметы, которые можно использовать для спасения. Кроме того, судоводителю следует обеспечить взятие с судна хотя бы спичек, медицинской аптечки (рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой упаковке), ножа, которые могут пригодиться в дальнейшем.
Обеспечение живучести судна при обледенении
Для подавляющего большинства маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0"С и при температурах забортной воды ниже 8 "С.
Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15" - 45" по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд или бейдевинд лед быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.
Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5 "С. Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлаждения осадков.
Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Но если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0 "С, вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будет наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций.
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей.
7. Постоянно следить и регулярно окапывать лед со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса. Если справиться с обледенением своими силами невозможно следует запросить помощь, используя средства связи и сигналы бедствия.

Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода

I. Общие положения:

  1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
  2. Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
  3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
  4. В своей работе руководствуется:

Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;

Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

Уставом службы на судах речного флота;

Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;

Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;

Уставом ОАО «______________»;

Настоящей должностной инструкцией.

II. Задачи и обязанности:

  1. Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
  2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
  3. Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
  4. Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
  5. Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
  6. Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
  7. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
  8. Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
  9. Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
  10. Читает и понимает значение приборов своего заведования.
  11. Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
  12. Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
  13. Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
  14. Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
  15. Привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
  16. Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
  17. Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
  18. Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
  19. Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
  20. Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.

Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:

  1. Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
  2. При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
  3. Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
  4. Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
  5. Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
  6. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
  7. Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.

III. Обязанности работника по соблюдению требований

нормативно-правовых актов по охране труда:

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

IV. Должен знать

  1. Устав службы на судах речного флота.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
  4. Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
  5. Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
  6. Процедуры несения вахты в машинном отделении.
  7. Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
  8. Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
  9. Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.

10. Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.

11. Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.

12. Основы такелажных и малярных работ.

13. Основные действия по защите окружающей природной среды.

14. Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.

15. Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.

16. Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.

17. Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.

18. Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.

19. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.

20. Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

21. Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.

22. Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.

23. Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

24. Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.

V. Права:

  1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
  2. Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.

VI. Ответственность:

Моторист-рулевой несет личную ответственность за:

  1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
  2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
  5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
  6. Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

VII. Взаимоотношения:

Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.

VIII. Квалификационные требования:

Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.

Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.

(подпись, ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт _______________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер по охране труда ______________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:_____________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Моторист 1-го класса" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии моториста (машиниста) 2 класса - не менее 6 месяцев. Экзаменационные испытания по требованиям относительно компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения свидетельства о квалификации и других документов.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- строение судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации;
- основные неисправности судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их обнаружения и устранения;
- процедуры несения вахты в машинном отделении;
- назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем;
- основы электрооборудования судов и судовой автоматики;
- назначение и строение приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов;
- слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуру;
- основы такелажных и малярных работ;
- основные действия по защите окружающей среды;
- английский язык (морскую специфику).

1.4. Моторист 1-го класса назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Моторист 1-го класса подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Моторист 1-го класса руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Моторист 1-го класса во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Несет вахту в машинном отделении согласно судовому расписанию.

2.2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу, руководит ими.

2.3. Обслуживает судовые системы и руководит клапанами судовых систем.

2.4. Обслуживает электрооборудование машинных помещений.

2.5. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте судовых технических средств.

2.6. Выполняет слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Моторист 1-го класса имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Моторист 1-го класса имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Моторист 1-го класса имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Моторист 1-го класса имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Моторист 1-го класса имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Моторист 1-го класса имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Моторист 1-го класса имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Моторист 1-го класса имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Моторист 1-го класса имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Моторист 1-го класса несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Моторист 1-го класса несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Моторист 1-го класса несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Моторист 1-го класса несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Моторист 1-го класса несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Моторист 1-го класса несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Моторист 1-го класса несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:

    Получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте.

    Проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении.

    Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению безопасной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения.

    При возникновении неполадок технических средств, пожара или поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию.

    Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Обязанности рулевого.

Старший рулевой, рулевой непосредственно подчиняются боцману, а во время вахты находятся в распоряжении вахтенного начальника.

Старший рулевой, рулевой обязаны:

    Изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних водных путей, в которых судно совершает рейсы.

    Знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнение к ним, касающиеся района, касающиеся района, в котором плавает данное судно; знать рулевое устройство, а также действия рулевого комплекса при работе движителей на передний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

    Знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых; уметь управлять ручными, паровыми, электрическими и гидравлическими приводами, использовать авторулевой; уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой.

    Уметь держать судно на заданном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных курсоуказателей.

    Уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.

Старший рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках, а также на тентовой палубе.

Старший рулевой и рулевой на судах загран. плавания обязаны знать команды, подаваемые на руль на английском языке.

На судах, где не предусмотрена должность боцмана, старший рулевой выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим уставом.

Обязанности вахтенного рулевого.

Вахтенный рулевой подчиняется непосредственно вахтенному начальнику.

Прием и сдача вахты вахтенным рулевым производится с разрешения вахтенного начальника.

Заступая на вахту вахтенный рулевой обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время – наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовых обязаны находиться на месте, указанном вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи и её положением, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями м знаками, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, штанги и т.п. Обо всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

1. Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля, и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе

2. Вахтенный рулевой, находясь на посту управления, обязан строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.

3. Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего – по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировав их.

4. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах и обо всём, представляющем опасность, докладывать вахтенному начальнику.

5. Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.

6. Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулём, используя курсоуказатель.

Обязанности вахтенного моториста.

Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:

1. Получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте;

2. Проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении;

3. Доложить вахтенному начальнику о замеченных недостатках.

Во время вахты вахтенный моторист обязан:

1. Находиться на своём посту и вести контроль за работой вверенных ему технических средств и осуществлять управление ими;

2. Соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств энергетической установки;

3. Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения;

4. При возникновении неполадок технических средств, пожара или поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию;

5. Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Обязанности вахтенного матроса.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному начальнику. Приём и сдача вахты вахтенным матросом производится с разрешения вахтенного начальника. Заступая на вахту, вахтенный матрос обязан проверить – наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовах обязаны находиться на месте, указанном вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовах, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д.

О всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

Вахтенный матрос на пассажирских судах обязан:

1. Перед заступлением на вахту принять от сменяющегося матроса находящиеся в открытых местах и на палубах имущество, а также получить сведения о выполняемых рабочих задания;

2. При несении вахты следить за сохранностью принятого имущества, инвентаря и оборудования, за соблюдением пассажирами судовых правил; выполнять полученные рабочие задания и поддерживать чистоту закрепленных за ним участков.

3. В случае возникновения во время стоянки пожара на судне или вблизи него, а также при возникновении других чрезвычайных происшествий вахтенный матрос немедленно должен доложить вахтенному начальнику и действовать по его указанию.

Расписание по работам вахтенных матросов:

Вахта 00.00 - 04.00

1. Разнести мебель по штатным местам.

2. Собрать мусор из пепельниц и намыть их.

3. Собрать мусор, находящийся на палубах.

4. Спрессовать мусор, разложить его по мешкам.

5. Вымыть бачки из под мусора.

6. Намыть трап, ведущий в столярную мастерскую и нижнюю площадку.

7. Навести порядок в швартовых лебедках (подмести, прошвабрить, протереть пыль).

9. Помывка швабр.

10. Работы по судну.

Вахта 04.00 - 08.00

Прогулочная палуба:

1. Подмести палубу.

2. Помывка палубы.

3. Протирка планширя.

4. Протирка палубной мебели.

Шлюпочная палуба:

1. Помывка палубы под шлюпками.

Солнечная палуба:

1. Подмести палубу.

2. Помывка палубы.

3. Протирка планширя.

4. Протирка палубной мебели.

5. Протирка выступающих поверхностей (пожарные ящики, пожарные извещатели, огнетушители, двери, поручни, вентиляционные решетки).

6. При необходимости расставить мебель в местах проведения мероприятий.

7. Собрать мусор из пепельниц и намыть их.

8. Уборка шваберных помещений.

9. Убрать оставшуюся посуду на палубе.

10. Разбудить заступающую вахту за 30 минут до заступления.

Вахта 08.00 – 12.00

1. Подметание главной палубы.

2. Помывка главной палубы.

3. Помывка привального бруса.

4. Протирка планширя.

5. Протирка выступающих поверхностей (пожарные ящики, пожарные извещатели, огнетушители, двери, поручни, вентиляционные решетки).

6. Уборка пластиковых покрытий.

7. Протирка всех трапов на судне на наружных палубах.

8. Расставить мебель по местам.

9. Убрать мусор на палубах.

10. Собрать мусор из пепельниц и намыть их.

11. Разбудить заступающую вахту за 30 минут до заступления.

Вахта 12.00 – 16.00, 16.00 – 20.00, 20.00 – 24.00

Работы по судну. Перед сдачей вахты убрать за собой место проведения работ. Убрать за собой рабочий инвентарь и инструмент. В конце вахты протереть планширь и расставить мебель. Собрать палубный мусор и мусор из пепельниц, помыть пепельницы. Разбудить заступающую вахту за 30 минут до заступления.

Обязанности матроса, перед заступлением на вахту:

1. Перед заступлением на вахту обойти рабочие поверхности палуб.

2. Проверить, на местах ли палубная мебель и проверить ее количество.

3. Проверить, на местах ли палубный инвентарь и его количество.

4. Проверить, на местах ли спасательные круги и огнетушители, находящиеся на палубе.

5. Проверить наличие мусора в пепельницах.

6. О всех недостатках докладывать вахтенному помощнику капитана на разводе или обходе.

Обязанности матроса при несении вахты:

1. При заступлении на вахту, на ходу явиться в рулевую рубку, на стоянке в кормовом пролете главной палубы, доложить о заступлении и сдаче вахты вахтенному начальнику.

2. Явиться на вахту, одетым по форме, иметь вахтенную повязку.

3. Форма должна быть чистой и выглаженной.

4. При несении вахты следить за чистотой на открытых палубах, расставлять палубную мебель на свои места, периодически очищать пепельницы от мусора, протирать планширь после дождя и в конце вахты.

5. Протирать от пыли все выступающие поверхности.

6. Ежечасно делать обход наружных палуб и докладывать об этом вахтенному начальнику.

7. Замена вахтенного матроса производиться только с разрешения старшего помощника капитана.

8. Выполняет распоряжения вахтенного начальника и боцмана, относительно работы.

Обязанности матроса при сдаче вахты:

1. За 30 минут перед сдачей вахты расставить палубную мебель.

2. За 30 минут перед сдачей вахты очистить пепельницы от мусора.

3. За 30 минут перед сдачей вахты разбудить заступающую вахту.

4. Убрать мусор в месте, где производились работы на вахте.

5. Убрать уборочный и рабочий инвентарь на штатные места.

6. Протереть планширь и мебель после дождя.

Список используемой литературы:

С отчетом ознакомлен:

Капитан т/х «Княжна Виктория»