» » Мои психологические особенности. Как составить психологический портрет: полное руководство Психологические особенности примеры

Мои психологические особенности. Как составить психологический портрет: полное руководство Психологические особенности примеры

В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется.
Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политические и другие темы. Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления). Бурное развитие и становление абстрактно-логического мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Данный феномен, у юношей выступает более рельефно, что обусловлено спецификой гендерных (межполовых) психических различий. Нередко актуализация данной потребности проявляется в т.н. "юношеском философствовании" Последнее характеризуется стремлением юношей к мудрствованию, "философским" рассуждениям на темы добра и зла, религии, переустройства общества на фоне выраженной юношеской иронии, служащей средством проверки и психологическим противовесом безоглядному принятию социальных норм, правил и знаний.
Учитывая, что в раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение,юноши начинают увлекаться чтением фантастической и философской литературы, при этом их восприятие прочитанного носит излишне эмоциональный характер, а высказываемые автором идеи часто принимаются с недостаточной долей критики. Указанные феномены лежат в основе того, что в подростковом и юношеском возрасте часто возникает любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект, а также носителей психоделической культуры (например, лиц употребляющих наркотические вещества).
Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира". Именно в этом возрасте они чаще всего начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.
Бурный рост сознания и самосознания приводит к расширению сферы осознаваемого и углублению знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является изменении мотивации основных видов деятельности: те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отождествлять на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития.
Рост самосознания, определяет рост требований лиц юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе, усиление степени их критичности и самокритичности, повышения требований к моральному облику и нравственным качествам своего микроокружения. Последнее, особенно характерно для девушек.
В самооценке лица юношеского возраста охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде", то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения.
В общении, у юношей и девушек формируются коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
В процессе трудовой деятельности свое развитие получает профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.
Высокий уровень самосознания побуждает юношей и девушек систематизировать и обобщать свои знания о себе, что в свою очередь, приводит к самоопределению через самовоспитание. Последнее проходит через ряд психологических препятствий, свойственных данному возрастному периоду:

1. стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2. чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему ("Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить");

3. стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

4. желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Таким образом, центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию.
В связи с тем, что в юношеском возрасте групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет, наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Лица юношеского возраста уже хорошо разграничивают дружбу и товарищество. Дружеские отношения характеризуются большой избирательностью и устойчивостью к внешним, ситуативным факторам. Последнее объясняется общим повышением с возрастом стабильности интересов и предпочтений, а также развитием интеллекта, в результате чего повышается способность ребенка интегрировать противоречивую информацию, отодвигая частности на задний план. Именно по этой причине, в сфере межличностных отношений, юноши и девушки гораздо терпимей и пластичней по сравнению с лицами младшего возраста.
Дружба является формой эмоциональной привязанности. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов. Являясь по своей природе полифункциональной, юношеская дружба характеризуется многообразием форм: от простого совместного время препровождения до глубочайшей самораскрытия.
Юношеская дружба как первая, самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее в себя. При этом в ее структуре доминирует потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия.
Эмоциональное состояние в юношеском возрасте, в отличие от подросткового, более уравновешенное, но и у юношей может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и окружающими людьми. Одна из главных особенностей юношеского возраста, включая и позднюю юность, состоит в осознании своей индивидуальности, неповторимости и формирование «образа Я». Следует отметить, что за последние десятилетия произошел сдвиг самосознания с 17-19 лет до 23-25. В этот период молодой человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения: спорт, бизнес, общественная деятельность, сфера интимных отношений. Если этого не происходит, то ему грозит нервротизация, болезнь или уход в криминальную жизнь, где появляется возможность самоутвердиться. Благоприятное положение молодого человека в окружающей среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой получаемой молодым человеком от значимых для него людей (референтной группы). В противном случае у него могут появиться патологические черты характера, что, возможно, приведет к девиантному поведению. В юности почти у каждого случается первая любовь и настоящая дружба, которые также влияют на всю последующую жизнь.

В Интернете иногда попадаются «тесты», которые дают обманчивое представление о личности человека («нажмите на 5 картинок и получите результат»). Разумеется, это псевдорезультат, который ни о чем вам не скажет, потому что составление психологического портрета — это работа, причем работа долгая, правда интересная и плодотворная. Психологический портрет сразу прояснет в личности очень многое (даже если вы составляете его про себя).

Поэтому если вы хотите составить свой психологический портрет, то я предлагаю вам такое руководство из серии вопросов ниже. Вы можете составить как свой психологический портрет, так и психологический портрет другого человека, который вам интересен. Всё что вам для этого понадобится, так это час или полтора времени, несколько листов бумаги и ручка. Если вы захотите, чтобы ваш психологический портрет впоследствии проанализировал психолог, то я рекомендую сразу записывать ответы в текстовый файл на компьютере, затем вы можете прислать их мне (учитывайте, что анализ психологического портрета уже будет стоить вам денег).

Я задаю вам вопросы в безличностной форме и в третьем лице («во что человек верит?»). Если пишете про себя, то просто адресуйте эти вопросы себе, например: «во что я верю?» Отвечайте на вопросы только честно и хорошо подумав.

Итак, приступим!

Психологический портрет:

1) Темперамент, в пропорциях (сангвинический, флегматичный, меланхолический, холерический)

2) Картина мира. Как человек видит мир, видит людей, видит себя и свою роль в мире. Во что человек верит? Какие есть убеждения и принципы? Какие есть предрассудки и сомнения?

3) Архетип личности. Идентификация. С кем себя ассоциирут человек, к кому себя причисляет, кем хотел бы быть (или казаться)? (Подсказка. Ключевые мужские архетипы: жертва, отверженный, авантюрист (солдат удачи), герой, победитель. Ключевые женские архетипы: девочка, хозяйка, любовница (соблазнительница), королева, мать, амазонка.)

4) Какие психологические роли человек играет? (ролей могут быть десятки. Подсказка: жертва, герой, простец, развлекатель, плакательная жилетка, девочка, учитель, гуру и т.д.)

5) Время. Отношения с прошлым, настоящим и будущим — какие они? (Положительные, отрицательные, нейтральные, великолепные, испорченные).

6) Положительные привычки. Отрицательные привычки (желательно в их хронологическом развитии)

7) Характер. Что в ядре личности, что на периферии? Пирамида (иерархия) ценностей человека, что когда-то было на первых местах, что сейчас на первых местах по значимости? Разбейте иерархию ценностей сверху вниз (в виде треугольника, т.е. «пирамиды ценностей») на 5-10 уровней по значимости, что для этого человека будет сейчас стоять на верхних позициях? Заодно можете составить список из 10 самых значимых людей в вашей жизни, но это параллельная задача.

8) Какой человек на самом деле и каким он хочет показаться в обществе? Насколько большой зазор?

9) Основные внутриличностные конфликты человека. Комплексы. Психологические болевые точки. Где, как, при каких обстоятельствах эти внутриличностные конфликты проявляются? Почему?

10) От чего человек зависит или может зависеть? От чего нельзя отказаться? Конфликты зависимости. Ассертивность — от 0 до 10 баллов (т.е. способность не зависеть от внешних оценок и влияний, самостоятельность). В чем может проявляться неуверенность?

11) Конфликт по самооценке. В какой степени он присутствует и как проявляется? Как человек компенсируется, чем?

12) Какие цели являются актуальными? Какие второстепенными? Отличаются ли истинные цели от заявленных? Каковы привычные способы достижения целей? Новизна и консервативность. Как человек воспринимает новую информацию, как быстро внедряет ее в свою деятельность, насколько он готов и открыт к любым изменениям?

13) Скорость (быстрота) психологического метаболизма. Как человек переживает эмоции (интенсивно, медленно, быстро, слабо и т.д.) Доминантный канал восприятия информации по психологическому метаболизму: кинестетический, аудиальный, визуальный, дигитальный? По шкале от 1 до 10.

14) Обидчивость (по шкале от 1 до 10). Часто ли появляется обида? Как быстро человек выходит из состоятния обиды? Как это обычно происходит? Как обычно человек переживает обиду? Критика. Как человек критикует? Критика поступка или критика личности?

15) Привычные способы принятия решений. Как это происходит?

16) Мотивация и самомотивация. Что мотивирует? Кем видит себя человек через 1, 3, 5, 10 лет?

17) Конфликтные ситуации. Как человек ведет себя в конфликтных ситуациях? Насколько они часты?

18) Эмоциональный профиль. Тип открытой эмоциональности или тип закрытой эмоциональности? Какие события (слова, эмоции) будут человека эмоционально задевать, цеплять, какие — нет? Какое «среднее» эмоциональное состояние? Какие эмоциональные переживания обычно характерны? Дополнительно опишите человека 10-20 прилагательными, первыми которые придут вам на ум, допустим: «веселый, спокойный, мнительный, тревожный, напряженный, обижающийся, закрытый, апатичный, заботливый, беспечный, злой, мягкий, раздраженный, улыбчивый, эмоционально нестабильный, скованный, задумчивый, чувствительный, принимающий и т.д.» (это просто примеры).

19) Ценности человека. Базовые личностные качества и ценности человека.

20) Индивидуальные особенности поведения и мышления. Какой может быть прогноз на поведение в особенных, значимых ситуациях?

21) Правда и ложь. Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек может обманывать других или вас?

22) Стратегии поддержания личных и профессиональных отношений

23) Страхи. Чего человек боится? Поверхностно (декларируемо) и на глубоком уровне?

24) Психологические «кнопки» удовольствия. Что доставляет человеку удовольствие, как именно? Стратегии получения удовольствия, как формируются запросы? Чем человек гордится (поверхностно и глубоко)? Типы комплиментов, которые приемлимы и значимы для человека?

25) Отношения в коллективе (любом). Лояльность человека системе. Как факторы риска могут воздействовать на человека и на принятие решений?

26) Тактика избегания и уход из какой-либо системы (рабочего коллектива, семьи, дружеских отношений). Что может заставить человека выйти из какой-то системы? Как этого избежать?

27) Привычные способы решения проблем.

28) Перспективы человека (в т.ч. в его профессиональной деятельности). Есть ли в жизни человека сценарные моменты, то есть повторяющиеся, воспроизводимые (одинаковые конфликты на работе или одинаковые проблемы в разных отношениях)?

29) Здоровье. Сильные стороны, слабые стороны.

30) Финансы, карьера, образование. Отношения с коллективом (роль в коллективе, группе).

31) Эмпатия (способность к сопереживанию), юмор. Степень чувствительности человека. Как человек проявляет эмоции? Смех, слезы — что может вызывать?

32) Агрессия. Как человек ее проявляет? Как человек формирует претензии, к чему? Как их обычно выражает? Пассивная агрессия или активная агрессия? Как долго он может находитьсяв конфликтной зоне? Какие психологические выгоды он может извлекать из конфликтности?

33) Секс и эрос. Что человеку нравится? Какой тип эроса ближе человеку, какие существуют сексуальные ритуалы, т.е. ритуалы ухаживаний, соблазнения. Что человека цепляет? Тип сексуальности. Группы сексуальных фетишей (телесных (приятный запах и т.д.) и нетелесных (белье и т.д.). Сексуальный аппетит (гипер-, высокий, нормальный, пониженный, отсутствует, нет данных).

34) Дискурс. Описание речи. Тональность голоса. Письменный дискурс. Конфликт по общению — в чем он может выражаться? Умеет ли человек слушать и как он это делает? Психолингвистическая норма (как много говорит человек в среднем за день) и характеристика речи.

35) Поведенческие изменения за последние 5-10 лет. Как человек относится к своему возрасту и времени, телу, личным перспективам? Чем могут быть вызваны эти изменения?

36) Парадигма выбора. Как человек выбирает? Скорость, качество выбора. (Выбираю это, т.к. это красивее, престижнее, дешевле, надежнее и т.д.)

37) Отношения с окружающими. Насколько значимо мнение окружающих о человеке? Статус — что он значит для человека?

38) Ядро самоуважения, в чем оно выражается? Базовые ценности в самохарактеристике человека.

39) Типичные способы коммуникации с окружением. Как человек строит контакты, насколько быстро, интенсивно? Умеет ли человек дружить? Умеет ли любить и выражать свои чувства? Насколько сильно или слабо развиты эти навыки?

40) Внешность. Сильные стороны, слабые стороны. Восприятие тела. Что человеку нравится или что человек недолюбливает в отношении телесности или внешности?

Примечание. Если вы пишете свой психологический портрет, то, как я надеюсь, вы будете объективны. При написании психологического портрета другого человека также постарайтесь быть объективными, потому что многие оценки могут оказаться субъетивными. Например, по пункту 18, когда вы будете описывать личность человека через сининомический ряд, может возникать ситуативная путаница: вы можете определить человека как равнодушного (хотя он равнодушен сейчас м.б. лично к вам), а сам по себе очень страстная натура (или он увлечен кем-то или чем-то другим), если вы в ссоре, то можете субъективно неверно приписать этому человеку злость, эмоциональную тупость или какие-то негативные качества, которые ему несвойственны. Будьте не субъективны, будьте максимально объективны и честны в ваших оценках.

Составив психологический портрет (свой или другого человека), вы можете открыть множество интересных вещей и найти ответы на многие беспокоящие вас вопросы. Если вы желаете заказать развернутый анализ психологического портрета лично у меня, то эта услуга будет стоить вам 50 евро, я проанализирую составленный вами психологический портрет за одну психологическую сессию. Для заказа писать или на сайт или на мою почту, [email protected]

Илья Васильев

Особенности индивидуума зависят от егоспособа мышления, чувств и побуждений, поэтому тесно связаны с социальными условиями и конкретными обстоятельствами.

Которые повторяются в типичных ситуациях, являются чертами характера. Люди отличаются между собой смелостью или трусостью в моменты опасности, замкнутостью или общительностью в отношениях и тому подобным. Ученые разработали множество классификаций, описывающих психологические Отечественная школа разделяет два направления систематизации свойств характера.

1. Психические процессы формируют личностные черты

Волевая сфера отвечает за уровень настойчивости, решительности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, самообладания.

Эмоциональные внутренние процессы делают человека впечатлительным, отзывчивым, инертным, безразличным, вспыльчивым и резким.

Уровень интеллектуального развития определяет сообразительность, любознательность, находчивость, глубокомыслие.

В системе направленности характера разделяют категорию свойств по отношению к себе, к людям, к окружающему миру и к деятельности.

Например, человек относится к окружающему миру, согласно собственным убеждениям или абсолютной беспринципности. В основе системы убеждений лежит собственный опыт и воспитание.

Психологические особенности характера по отношению к деятельностиобусловлены жизненно важными целями. Черты характера проявляются в приоритетных интересах. Неустойчивость склонностей видна на фоне нарушенной цельности личности и отсутствия самостоятельности. Наоборот, люди с постоянными привязанностями и интересами параллельно характеризуются как целеустремленные и настойчивые.

Психологические особенности характера отличаются у двух человек с одинаковыми интересами. Ведь они могут по-разному относится к себе или к окружающим. Поэтому один веселый, а второй грустный, один скромный, а второй навязчивый, эгоист или альтруист. Две личности с совпадающей направленностью иначе понимают пути достижения цели, выбирают разные модели поведения, потому что обладают разными мотивациями. Потребность в успехе определяет психологические особенности в действиях, направленных или на стремление просто избегать неудачи, или на активную борьбу за победу. Поэтому кто-то проявляет инициативу, а кто-то отклоняется от малейшей ответственности.

В отношении к людям наблюдается лживость или честность, общительность, вежливость, отзывчивость.

Отношение к себе базируется на здоровом уровне эгоизма, при этом может наблюдаться заниженная или завышенная самооценка.

Психологические особенности восприятия

У человека в разной степени развиты зрительные, слуховые, осязательные, кинестические, обонятельные и с помощью которых осуществляется процесс восприятия.

Восприятие пространства заключается в определении удаленности объекта от наблюдателя, от предметов, его параметры и форму. Работают зрительные анализаторы, слух, кожные и двигательные рецепторы. Восприятие обеспечивает человеку специальный орган, который называется он находится во внутреннем ухе.

Чтобы воспринимать время человеку приходится задействовать анализаторы внутренних органических ощущений, кроме слуховых, зрительных и двигательных ощущений. Некоторые индивидуумы просыпаются в нужное им время без будильника. О таких людях говорят, что у них в процессе жизни развилось чувство времени.

Еще не все типы восприятия изучены совершенно, ученые активно исследуют данную область человеческой психики.

Существуют различные периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому:

граница юности и молодости - около 20-23 лет;

молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.

1. Юность (от 17 до 20-23 лет)

Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории выпускников школы:

первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;

вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

3. Зрелость

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Зрелость и психологический возраст

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

хронологический (паспортный)

физический (биологический)

психологический

Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

адекватность

отставание

опережение

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.

У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы. В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости. Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология

3. Психологические особенности возрастных периодов

Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:

  1. моторный - до года;
  2. сенсомоторный - до 3 лет;
  3. аффективный - с 3 до 12 лет;
  4. идеаторный - с 12 до 14 лет.

1. Моторный этап развития психики.

Влияют на успеваемость и особенности самосознания и самопонимания . В исследованиях установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки.

Экспериментально установлена взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости студентов разных вузов, специальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов; более того, значительная часть этих студентов отчисляется уже с первых курсов. Диагностировать, а потом и применить активно формирующий метод, позволяющий студенту преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения - вот основная цель.

Сила нервной системы обеспечивает работоспособность , возможность длительное время быть сосредоточенным на изучаемом материале. Не влияя непосредственно на уровень учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах подготовки учебных заданий. Лабильность нервной системы, обеспечивающая скорость мыслительных реакций, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойствами и таким образом непосредственно воздействует на продуктивность учебной деятельности.

Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор приемов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной деятельности называется предпочтительно используемая индивидом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

Студенты с сильной нервной системой компенсируют нерегулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по ночам; будучи малотревожными, они легко используют при ответах на экзамене шпаргалки и т.п. Студенты со слабой нервной системой, накопив в результате несистематической работы большое количество неизученного материала, не могут работать за счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся знания. Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а зачастую - и отчисления их из вуза. Только 37,3% исследованных студентов считают необходимым заниматься регулярно, остальные предпочитают «штурмовать» материал в экзаменационную сессию.

Значительная часть студентов даже в период экзаменационной сессии не считает необходимым работать напряженно, занимается лишь часть дней, отведенных на подготовку к экзаменам (многие используют 1-2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсников, 92,3% пятикурсников. Многие идут на экзамен, по собственному признанию, подготовившись не по всем выделенным преподавателям вопросам (58,3% первокурсников, 77% пятикурсников).

Из приемов учебной деятельности значительно повышает эффективность учебного труда прием предварительной подготовки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках. К сожалению, к этому приему прибегает столь малое количество студентов (15% пятикурсников, 16,7% вечерников, 14% первокурсников), что практически приходится констатировать отсутствие его в арсенале наших студентов.

К приемам учебной деятельности относится также углубленное изучение студентами наиболее важных, профессионально значимых учебных дисциплин. Среди первокурсников этим приемом пользуются 75%, среди пятикурсников - 84,6%.

В арсенале студентов имеется также прием предпочтительного начала самостоятельных занятий с трудных (легких) предметов. Очень часто в рекомендациях по научной организации умственного труда даются жесткие установки на начало занятий с трудных предметов. Между тем типологические исследования показывают, что здесь не может быть универсального рационального приема. Малоподвижные флегматики медленно втягиваются в работу, поэтому им лучше начинать занятия с легких предметов. Быстро утомляющиеся меланхолики со слабой нервной системой вряд ли могут оставлять сложные предметы на конец. Им следует за трудный материал приниматься со свежими силами. Своеобразно отношение студентов к экзаменам. Многие из них, даже указывая на большие нервные затраты (37,5% первокурсников, 54,6% пятикурсников и 67% вечерников), тем не менее выступают против отмены экзаменов, т.к. подготовка к ним помогает систематизировать знания, углубить понимание материала, ликвидировать пробелы (75% первокурсников, 54,6% пятикурсников).

Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития: 1) интеллекта, 2) самоанализа, 3) воли. Недостаточный уровень развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам. Легко усваивая учебный материал, интеллектуально более развитые студенты в обычных, рассчитанных на среднего студента условиях обучения не стремятся к выработке рациональных приемов усвоения знаний. Этот стиль учебы - штурмовщина, риск, недоучивание материала - складывается еще в школе. Потенциальные возможности таких студентов остаются нераскрытыми, особенно при недостаточном развитии воли, ответственности, целеустремленности личности. В связи с этим возникает необходимость дифференцированного обучения, особенно в вузе. Принцип «от каждого по способностям» должен пониматься не как снижение требований при равнении на слабых, а как повышение требований к способным студентам. Только при таком обучении полностью реализуются интеллектуальные и волевые способности каждой личности, только тогда возможно гармоничное ее развитие.

Студенты с более высоким уровнем регулярности учебной работы являются по самооценке более волевыми, тогда как занимающиеся менее регулярно больше рассчитывают на свои интеллектуальные возможности. Существует два типа студентов - с высоким и, низким уровнем регулярности учебной деятельности. Умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях обеспечивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие умения организовать себя, равномерно распределять учебные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллекта ослабляет способность к усвоению программного материала и препятствует успешной учебе. Следовательно, отсутствие систематичности учебных занятий является одним из значимых факторов отсева студентов.

Эмоциональные состояния, уровень развития волевых качеств, особенности психосоциотипа студента существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. К оптимизации учебного процесса психология и педагогика могут подходить с разных позиций: совершенствования методов обучения, разработки новых принципов построения учебных программ и учебников, совершенствования работы деканатов, создания психологической службы в вузах, индивидуализации процесса обучения и воспитания при условии более полного учета индивидуальных особенностей обучающегося и др. Во всех этих подходах центральное звено - личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности студента - способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности , самосознания и т.д. - позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного массового обучения в высшей школе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что такое жизненный цикл человека?
  2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды.
  3. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитиии ребенка.
  4. Охарактеризуйте этапы нравственного развития. Существует ли специфика нравственного развития женщин?
  5. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности.
  6. Охарактеризуйте психосоциальную концепцию развития личности Эриксона.
  7. Каковы психологические особенности дошкольного возраста?
  8. Почему подростковый возраст называют «трудным»?
  9. Какие факторы могут приводить к нарушению социализации подростка?
  10. Какие методы коррекции применяются при работе с «трудными» учащимися?
  11. Каковы психологические особенности юношеского возраста?
  12. Какие типы познавательной деятельности можно встретить у студентов?
  13. Какие группы студентов можно выделить в зависимости от отношения к учебе?
  14. Устарела ли типология студентов, предложенная В.Т. Лисовским?
  15. Какие типы студентов можно выделить в современный период рыночных реформ?
  16. Как менялось понимание «идеального студента»?
  17. Зачем нужно психолого-педагогическое изучение личности студента?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология . М., 1997
  2. Алъперович В. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993
  4. Годфруа. Ж. Что такое психология. М., 1997
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология . М., 1996
  7. Практическая психология образования. М., 1997
  8. Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992
  9. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998
  10. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997
  11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  12. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., Воронеж, 1997
  13. Божович Л.И. проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995
  14. Бринкли Д. Спасенный светом: что вас ждет после смерти. М., 1997
  15. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. М., 1997
  16. Выготский Л.Я.Вопросы детской психологии. СПб., 1997
  17. Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 1998
  18. Еникеева Д.Д. Несчастливый брак. М., 1998
  19. Популярная психология для родителей. М., 1997
  20. Захаров А.И. Что снится детям. М., 1997
  21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997
  22. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей с 1 по 11 класс. М., 1997
  23. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997
  24. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивного ребенка. М., 1997
  25. Кудрявцев В.Т. смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997
  26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., СПб., 1997
  27. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения дезадаптации подростков. Ростов н/Д, 1997
  28. Немое Р.С. Психология. Т.2. М., 1998
  29. Паренс Г. агрессия наших детей. М., 1997
  30. Психокоррекционная работа с тревожными детьми младшего школьного возраста. Саранск, 1997
  31. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. М., 1998
  32. Рычкова Н.А. Поведение: расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика . М., 1998
  33. Славина Л.С. Трудные дети. М., Воронеж, 1998
  34. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб., 1997
  35. Энциклопедия психологических тестов для детей. М., 1998
  36. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997
  37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1996
  38. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. С, 1991
  39. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993
  40. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993
  41. Эльконин Д.В., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1970
  42. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991
  43. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992
  44. Леей В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1983
  45. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
  46. Социология молодежи. М., 1996
  47. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. М., 1990