» » Современные проблемы науки и образования. Все, что необходимо знать о гендерных исследованиях Гендерные исследования примеры

Современные проблемы науки и образования. Все, что необходимо знать о гендерных исследованиях Гендерные исследования примеры

Анна Тёмкина — доктор философии (Университет Хельсинки), профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книги «12 лекций по гендерной социологии» (в соавторстве с Еленой Здравомысловой).


— Что такое гендер с точки зрения социолога?

— Чтобы ответить на вопрос, нужно рассказать, как формировалось представление о гендере, гендерных различиях. Социологическую постановку проблемы половых различий можно отнести к 1950-м годам, когда крупнейший американский социолог Толкотт Парсонс впервые сформулировал, что половые роли мужчин и женщин подчиняются определенным социальным ожиданиям и формируются в процессе социализации, а не буквальным образом вытекают из биологии.

Но главный толчок к современному представлению о гендере дало женское движение (вторая волна феминизма) в западных обществах в 1970-80-е годы, которое переработало и критически объединило много разрозненных социальных теорий. Например, на идею гендера (гендерных различий) сильно повлиял марксизм: оказались важны представления об эксплуатации и неравенстве в интерпретации положения женщин. С другой стороны, повлиял психоанализ — например, идея о том, что усвоение образцов женственности и мужественности и их неравенство происходит в процессе раннего психосексуального развития через отношения с матерью и с отцом, то есть через определенного рода культурные и символические структуры, а не возникает буквально из биологии. Важными являются антропологические исследования Маргарет Мид, показывающие различия половых ролей в разных культурах. К моменту возникновения второй волны феминизма существовали и собственно феминистские теории — например, экзистенциальный феминизм Симоны де Бовуар и представления об инаковости женщин. И разумеется, были важны либеральные идеи — прежде всего права человека и равенство всех перед законом.

Участники марша за права женщин. Вашингтон, 9 марта 1986 года Barbara Alper / Getty Images

Все эти теории получают спрос в 1970-е годы в контексте женского движения, когда у активисток и социологов возникает много вопросов: что такое женщина, чем она отличается от мужчины, откуда взялось неравенство и что с ним делать — словом, какой диагноз неравенства и социальных проблем и каковы рецепты их преодоления.

И постепенно в социальных науках начинает использоваться термин «гендер», который отделяется от термина «пол»: в интерпретациях 1980-х годов пол — это биологические, анатомические, генетические характеристики человека, а гендер — это социальные и культурные характеристики. Происходит признание того, что одному и тому же биологическому полу могут приписы-ваться разные социальные и культурные характеристики в разных обществах, социальных и культурных контекстах. Несколько позднее в фокус гендерной социологии попадают социальные взаимодействия, в которых производится гендер (теория социального конструирования гендера), а затем — производство гендера в условиях структурных ограничений.

— Есть ли у гендерного подхода своя специфика в социологии?

— Да. Во-первых, в гендерной социологии и в гендерных исследованиях в целом есть тематики, которыми социология до этого не занималась. Например, насилие в семье, принятие решения об аборте, использование контрацепции и обсуждение этого с партнером, забота о детях и пожилых людях, переживания женщинами беременности, родов или рака молочной железы и т. п. Важной тематикой стал и баланс ролей — то, как женщины сочетают домашние и профессиональные роли, каковы различия в разных социальных группах и проч. Все это тематики сенситивные — чувствительные, многие из них болезненные, они затрагивают экзистенциальный уровень человеческого существования. Их трудно исследовать статистически, они уникальны.

Поэтому (и это вторая особенность) широкое распространение в гендерной социологии получают качественные методы — как направленные на изучение уникальных явлений в особенных контекстах. В последнее время используются и количественные методы. Они, в частности, необходимы феминистским исследователям, которые считают, что их результаты могут помочь изменить положение угнетенных групп. Следовательно, им нужна статистика, которая показывает, как мужчины и женщины представлены на разных уровнях власти, в разных экономических областях, какие у них разницы зарплат и так далее.

Очень важно и то, что благодаря качественным методам — третья особенность — в нашем распоряжении оказывается опыт из первых рук. Гендерным исследователям важно услышать те голоса, которые раньше не были слышны, — потому что эти проблемы не замечались, считались индивидуальными, а не социальными: например, семейное насилие или переживание аборта, опыт женщин-мигранток или сексуальных меньшинств. Практики невидимых групп становятся предметом исследования. В результате не только социологи получают новое знание, но и социальные группы могут, обретая данное знание, расширить диапазон своих возможностей.

Гендерных социологов интересуют различного рода социальные барьеры — ограничения, правила, нехватка ресурсов. В ранних гендерных исследованиях шла речь о патриархате — об общем структурном препятствии для карьеры женщин в политике, экономике, в отраслях, где сосредоточены максимальные ресурсы. Эти препятствия множественные. Они могут быть связаны с гендер-ными стереотипами и социализацией («не женское это дело»), с нехваткой ресурсов для получения образования и географической мобильности, с семейными обязанностями. Например, женщина начинает делать карьеру, а когда у нее рождается ребенок (средний возраст сейчас около 25 лет, в крупных городах выше), она уходит в долгий отпуск по уходу за ним. Если она хочет выйти на работу (или вернуться к своим проектам), может возникнуть еще один барьер — нехватка средств на оплату помощников по уходу, недостаток качественных детских садов. И она находится дома до того момента, пока ребенку не исполнится три года. Потом у нее рождается второй ребенок — то есть при наличии и выполнении желаемой нормы детности (двое детей) женщина не работает лет пять-шесть. Или совмещает эти роли с большим напряжением. И хотя никто ее специально не дискрими-нировал, к 30-35 годам она уже значительно отстала в своей карьере и, соответственно, заработке.


Детский сад в Бетнал-Грин. Англия, 1941 год AP/ТАСС

Еще один принцип феминистского гендерного исследования, четвертый, — принцип рефлексивности. Мы как социологи должны быть чувствительны по отношению к тем людям, которых исследуем. Кстати, феминистское направление избегает слова «объект»: когда мы работаем с людьми, они такие же субъекты, как и мы. Соответственно, нужна постоянная рефлексия об отношениях между исследователем и тем, о ком исследование проводится, о том, как складываются эти отношения, как исследование может повлиять на жизнь женщин и мужчин.

Гендерные исследования сильно изменили социологию в целом — появились новые темы. Например, социология эмоций, социология заботы, исследования домашнего труда. Изучение гендера заметно повлияло на социологию сексуальности, социологию тела. Я уж не говорю о таких традиционных направлениях, как социология семьи, которая не может быть гендерно нечувствительной.

— Чем социология гендера отличается от социологии сексуальности?

— Cоциология сексуальности формировалась в своей собственной логике. Ее всегда интересовали отличия мужского и женского, но ей всегда было трудно абстрагироваться от психо- и анатомо-физиологических свойств человека. Довольно долго она имела тенденцию к эссенциализму — то есть к объяснению различий мужской и женской сексуальности природными причинами.

Для гендерных исследователей гораздо более значимым является, во-первых, социальное конструирование отношений, в том числе в сфере сексуальности, во-вторых, структурная система неравенства и отношений власти.

Важно то, что гендерные отношения — это всегда отношения власти, хотя и необязательно власти мужчины над женщиной: такие трактовки уже немного устарели. И, соответственно, интерес исследователя обращен на нера-венство, на структурные барьеры, на нехватку ресурсов, на навязывание жест-ких норм поведения и женщинам, и мужчинам.

— Что значит, что гендерные отношения — это отношения власти?

— Это довольно очевидно для всех, кто занимается гендерными исследованиями, и часто довольно сложно для тех, кто не занимается. Попробую пояснить это от противного, через два распространенных модуса возражений.

Первый — общелиберальный модус возражения: мужчины и женщины равны, в нашей Конституции это записано, никакая формальная дискриминация в обществе недопустима. А если женщины не представлены на высшем политическом уровне или на наиболее высокооплачиваемых позициях, если их зарплаты статистически меньше, чем у мужчин, то это не вопрос власти. Женщины могут всего этого достичь, это даже приветствуется, весь репертуар возможностей им открыт. Но если этого не происходит, то потому, что женщины сами этого не хотят, у них другое природное предназначение и жизненные цели. Для либералов гендерные исследования зачастую оказываются «лишними» и «избыточными»: если структурное неравенство и власть не признаются, то непонятно, почему существует проблема и в чем состоит предмет исследования.

Второй модус — широко распространенный в современной России — консервативный. В нем говорится что-то близкое: у женщин другое природ-ное предназначение. Но, в отличие от либерального модуса, здесь возникает сомнение в том, что женщинам нужны такие же права, как у мужчин. Утверж-дается, что женщины должны заниматься семьей, их зарплата вполне может быть меньшей, потому что основной добытчик — мужчина; женщины могут работать, но в той степени, в которой это не мешает воспитанию детей, обеспечению домашнего хозяйства и заботе о муже. Если женщины занимают равные с мужчинами позиции в обществе, то это ведет к определенной дегра-дации, потому что женщины утрачивают свое природное предназначение, они перестают в надлежащей степени лично заботиться о детях и домохозяйстве. В данном модусе очень подозрительно относятся к гендерным исследованиям: они, с точки зрения консерваторов, способствуют разрушению традиционной семьи, продвижению гомосексуальности в обществе, подрыву моральных устоев и национальных ценностей.

Однако в гендерных исследованиях считается, что дискурс об ином женском природном предназначении — это один из важнейших механизмов произ-водства неравенства и власти.


Драка на кулаках. Австралия, 1925 год New South Wales State Library

Другой пример — гегемонная маскулинность, термин, который возник в гендерной социологии. Это некий образец, который в данном конкретном обществе считается правильным и привлекательным для мужчин: например, это белый гетеросексуальный образованный мужчина среднего класса, у него есть профессия или должность, которая обспечивает его деньгами и престижным потреблением. Этот идеальный образец связан с наличием больших ресурсов, а большое количество ресурсов является основанием для власти, поэтому на них ориентируется большинство. По отношению к данному образцу многие другие мужчины оказываются маргинализированными: они могут быть бедными, больными, старыми, гомосексуалами, мигрантами, принадлежать к другой расе или к другой культуре — они все будут находиться в иерархических властных отношениях с гегемонной маскулинностью, доми-нирующей и диктующей «правильные» образцы поведения мужчин. При этом гегемонная маскулинность в социальной иерархии находится выше, чем любой тип женственности. Это еще одна интерпретация конструкций власти.

— Вы говорили о политике высокого уровня и высокооплачиваемых постах. Но как быть в случае с более бытовыми темами, отношениями внутри семьи например, в них тоже выстраиваются отношения власти? Можно ли изучать их с точки зрения гендера и не искать власть?

— Я говорила о том, как мыслятся гендерные отношения, но это не означает, что исследования всегда посвящены механизмам власти, у них могут быть другие задачи, однако они все-таки могут показать власть. Например, магистрантка Катя Иванова под моим руководством в ЕУСПб проводила исследование отношений разведенных мужчин к бывшим семьям, и ее изначальная задача была проанализировать стратегии выплаты алиментов. Но один из результатов был такой: после развода в конечном счете именно мужчины управляют экономическими отношениями со своей бывшей семьей — и женщины только в очень маленькой степени могут на это влиять. Например, мужчина хорошо обеспечен, но выплачивает только формальные алименты — долю от официальной зарплаты. В таком случае мужчина действует по закону, к нему не может быть претензий, но эти суммы очень незначительные, и никакой реальной помощи собственному ребенку он не оказывает. Другая стратегия: супруги договариваются о том, что отец выплачивает существенную сумму и реально помогает семье. Но делает он это только до тех пор, пока жена соблюдает правила, которые он ей предлагает: например, как он будет взаимодействовать с ребенком. Если она начнет этому препятствовать, он легко может снизить размер неформально обговоренной суммы до формальных алиментов. То есть власть, несмотря на развод, остается на его стороне, он управляет материальными отношениями с бывшей семьей.

Или, например, я в 2000-е годы занималась исследованием использования контрацепции современной российской молодежью. Молодые люди очень хорошо понимают риски, которые связаны с неиспользованием контрацепции. Но для многих легитимным аргументом против использования презервативов было то, что они понижают чувствительность у мужчины. И женщина идет на риск. Это тоже отношения власти, хотя более «переговорные».

— Большинство ученых говорят, что не дают оценку тому, что наблю-дают. Но, учитывая всю описанную выше специфику, значит ли это, что вы как гендерный социолог даете оценку?

— Это очень сложный вопрос. От личных оценок я стараюсь воздерживаться — очень надеюсь, что у меня это получается. Но я не знаю, является ли обнаружение неравенства обязательно оценочным — и да, и нет. Есть направление исследований, которое тесно связано с социальным активизмом, оно считает, что если неравенство найдено, его нужно преодолеть или хотя бы попытаться. Я себя не отношу к данному направлению, я не настолько наивна, чтобы полагать, что вскрытые тенденции легко изменить. Моя задача — их обнаружить.

— То есть возможно такое неравенство, которое можно вскрыть, но при этом оставить?

— Его можно вскрыть — но возможно, что с ним абсолютно ничего нельзя сделать. Сколько есть исследований, например, коррупции — а она, коррупция, их даже не замечает. С другой стороны, некоторые феминистские исследователи полагают, что само обнаружение социальных проблем уже может быть изменением положения людей, к которым эта проблема относится. Например, наличие сексуальных домогательств в отношении женщин (или мужчин) или семейное насилие. Или жизнь с раком молочной железы. Обнаружение данных трендов может что-то изменить. Однако я скорее полагаю, что само по себе исследование ничего не изменяет: люди ведут себя определенным образом независимо от того, исследовали мы их или нет.

Но бывает, что нашими исследованиями интересуются журналисты, активисты или — изредка — политические деятели. Они могут что-то менять. Иногда наши студенты уже активисты — и они заранее ставят себе задачей сделать такое исследование, которое потом позволит что-то изменить в устройстве общества. Окей, говорю я им, это прекрасно, но это потом; моя задача, пока они осуществляют исследование, научить, как его проводить, отделяя от активизма.

— Есть ли знак равенства между гендерной социологией и феминистской?

— Если отвечать коротко, то да. Они вместе формировались, гендерная социология феминистски чувствительна, мне трудно представить себе гендерную социологию, которая не понимает основ феминизма. Но гендерная социология совсем необязательно ставит себе феминистские задачи — выявить структуры неравенства, изменить их. Если она их и ставит, то скорее в порядке исключения. Особенно у нас — в европейском контексте практически любая социология будет критической наукой. В европейских университетах трудно найти женщин, равнодушных к феминизму. А у нашей социологии поначалу было к нему очень настороженное отношение: в 1990-е годы он казался чем-то непонятным, чем-то из другого контекста, актуального для нас. Существовало предположение о том, что гендерным исследованиям необязательно быть феминистскими — вряд ли они будут патриархальными, конечно, но и феминистскими быть не обязаны.


Участница демонстрации в поддержку репродуктивных прав. Голландия, 1981 год Nationaal Archief

Но в последние несколько лет гендерная социология в России почти вся стала феминистской, и произошло это во многом благодаря консервативному повороту. Прошла мода на гендерную тематику, когда консервативный дискурс объяснил всем, что гендер разрушает семью, гетеросексуальность, нацию. Поэтому стало невозможным удержаться на неопределенной позиции — вроде бы и гендерная социология, но не признающая феминизм, власть, неравенство, дискриминацию. Ну, конечно, и накопление знаний за это время произошло, и новое поколение выросло, критически относящееся к патриархату и интересующееся самыми современными научными трендами и теориями.

— Кажется, что сейчас гендерная и феминистская тематика вызывает бешеный интерес. Прежде всего это видно по социальным сетям: обсуждение гендерного неравенства — это всегда скандал. С чем вы это связываете?

— Я не очень вижу бешеный интерес, если честно. Хотя, конечно, консерваторы очень много сделали для того, чтобы усилился интерес к гендерной тематике и у молодого феминистского поколения, и у публики, спасибо им за это. Я не слежу за скандалами в социальных сетях, они мне интересны только с одной точки зрения — как симптом формирования новых трендов, например общественного движения, феминистских инициатив. Общественные движения развиваются, если есть конфликт. Если есть движение — есть и контрдвижение, это всегда конфликт.

Конечно, тематика чувствительна, эмоционально окрашена, касается каждого. В соцсетях в обсуждении гендерного неравенства активно принимают участие и те, кто почти не информирован, они бесконечно повторяют в разных вариациях тезис о том, что мужчина должен быть мужчиной, женщина должна быть женщиной и так далее, эссенциализм очень силен. А гендер современные исследователи как раз и считают постоянным (перформативным) повторением телесных и речевых актов. Значит, данные люди таким образом утверждают свой гендер как «естественный». А информированные мужчины и женщины утверждают обратное. За скандалом могут стоять совершенно разные социальные процессы.

— То есть и нарастание консерватизма, и, наоборот, пробуждение общественного движения?

— В каком-то смысле — да. Одно измерение скандала — может быть, лучше назвать его конфликтом, — когда у людей идет формирование представлений об общественных интересах, взглядах, действиях. И они отличаются друг от друга. Например, женщины и мужчины — они равные или неравные? В правах? В отношении к детям? В политических интересах? Есть вообще общие интересы у всех женщин? Или есть разные интересы у разных групп? И так далее. Много споров внутри феминистских сообществ, иногда в академических. Другое измерение — это свидетельство консервативного поворота, негативный взгляд на гендерное равенство. Но есть и другие противоречия, когда практики людей подчиняются одним принципам, а их идеи и символы — другим. Например, мы все чаще в исследованиях фиксируем (и все мы это видим), что в эгалитарных парах из образованного среднего класса, в которых и мужчина, и женщина профессионалы, оба настроены на карьеру, по умолчанию домашнюю работу делает тот, кто может. Или они договариваются. А как одеты их дети? Девочки — строго в розовое, мальчики — строго в голубое. Вот такой парадокс: эгалитарная пара — и дети с очень ярко выраженными половыми символами, чтобы никто не перепутал.

— И почему же они так делают, если сами не выстраивают отношения власти между собой?

— Они не выстраивают отношения власти между собой, но они включены в систему государственного патриархата. Из нее нельзя быть выключенным: материнский капитал дается матерям, а не отцам, устройством в детские сады и в школы занимаются женщины, и они же в них работают, няни — это женщины и так далее. Окружающие бесконечно повторяют, что мужчины должны быть мужчинами, а женщины — женщинами. Вероятно, когда реальные различия ролей утрачиваются, обостряется необходимость проводить символическую границу — через одежду и телесные проявления (в гендерной социологии это называется гендерным дисплеем). Потому что различие мужского и женского — это способ мышления о мире, которому нас всех научили, а теперь мы сами (хотя и не все) хотим научить ему окружающих. Это способ существования социума, даже если кому-то в нем достаются по признаку пола большие объемы власти, а кому-то меньшие.

Мы сами производим себя как мужчин и женщин, даже понимая условность этой исторической конструкции. Я веду себя как женщина и не собираюсь переставать это делать, потому что слишком много телесных практик, привычек, устройство жизни выстраивается вокруг этого и встроено в них.

— Так все-таки эссенциализм — это плохо? Можно ли отделить в женских и мужских ролях природное от культурного?

— Эссенциализм — это не плохо и не хорошо, хотя феминизм и гендерные исследования относятся к нему критически. Но наша задача — объяснить его устойчивость в сознании людей и их идеях. Эссенциализм, во-первых, это «факт», задействованный в объяснении социальных и культурных различий, во-вторых, это важный ресурс. Попробую объяснить на примере. Человек постоянно вступает в огромное количество коммуникаций, и чтобы нам было проще начинать взаимодействие, мы автоматически категоризируем людей. На улице и на работе мы вступаем во взаимодействие не с абстрактным индивидом, а с мужчинами и женщинами (они также имеют возраст, этничность, сексуальность — но сейчас мы говорим о гендере). И мы впадаем в ступор, если мы не можем определить пол человека — это нас отвлекает от рутинных задач.

Более того, взаимодействуя c мужчинами и женщинами, мы автоматически наделяем их качествами, которые вообще характерны для мужчин и вообще характерны для женщин. Маленький пример: вам нужно донести тяжелые пачки книг до своего рабочего места. Вы заходите в комнату, в которой находятся не очень хорошо вам знакомые мужчина и женщина примерно одинакового возраста. Кого вы попросите помочь с учебниками?


Две женщины и член экипажа на пароходе. Австралия, 1930 год Australian National Maritime Museum

— Мужчину.

— Мужчину, естественно. А вполне возможно, что у мужчины болит позвоноч-ник, а у женщины разряд по легкой атлетике. И от мысли, что из этих двоих женщине будет гораздо легче принести книги, мы уже вздрогнули: социальный (гендерный) порядок нарушен. Мы могли бы войти и спросить, не может ли кто-то из присутствующих помочь. Но это значит, что мы должны заранее отрефлексировать рутинную задачу, а это дополнительное усилие. И ситуаций таких миллион, одна следует за другой, поэтому гораздо удобнее взаимодейст-вовать в повседневности, выделяя категорию мужчин и категорию женщин и наделяя их стереотипическими свойствами. А для этого их надо четко различать.

Конечно, раньше это разделение было проще: женщины находились в приватной сфере, мужчины — в публичной, выглядели они совершенно по‑разному, и привычки у них были разные. Эмиль Дюркгейм говорил о том, что чем общество цивилизованнее, тем больше различие между мужчинами и женщинами. А в современной ситуации по очень многим параметрам мужчины и женщины уже не отличаются — например, работают в одном офисе, выполняют сходные функции. Как продолжать воспроизводить социальный порядок? Надо использовать другие измерения: голубые и розовые кофточки, украшения, каблуки и прочее. Эти символические признаки будут способствовать воспроизводству категоризации, которая лежит в основе повседневности и взаимодействий, разделяя людей на мужчин и женщин.

Кроме того, либерализм и консерватизм продвигают эссенциализм, и в такой обстановке символические признаки гендера становятся ресурсом. Например, для успешной профессиональной работы во многих видах деятельности важен телесный капитал. Идешь на собеседование или работаешь с клиентом — должен хорошо выглядеть, но не абстрактно, а с учетом своего пола: женщина подчеркивает женственность, мужчина — мужественность.

Иначе говоря, очень много факторов работают на то, чтобы мужчины и женщины отделяли себя друг от друга — и нас в первую очередь интересует то, как они это делают, как на это влияют социум и культура. Но, напомню, это не просто различия. Они встраиваются в систему стереотипов, согласно которым в первую очередь женщина (по крайней мере в среднем классе) заботится о ребенке, прерывает свою карьеру (или проекты), ее зарплата не растет так быстро, как у ее мужа (партнера), она не продвигается так быстро по служебной лестнице. И она оказывается в системе гендерного неравенства, даже если в семье преобладают эгалитарные идеи.

— Расскажите о своих исследованиях и об исследованиях коллег, которые кажутся вам наиболее интересными.

— Я много занималась исследованиями сексуальности в разных обществах; меня интересовало, как меняются сексуальные практики у поколения 1990-х годов и начала 2000-х. Если в двух словах, итог был такой: налицо тенденции к либерализации и эгалитарности, практики становятся более свободными и неравенство в сексуальных отношениях уменьшается.

Моя коллега Елена Здравомыслова занимается социологией заботы: как в современных семьях организована забота о детях и пожилых. Это очень актуальная тематика и тоже гендерно выраженная, потому что основной заботящийся — это женщина. Есть феномен sandwich generation («поколение-сэндвич»): женщины стали позднее рожать, и когда их родители уже начинают болеть и становятся ограниченными в своих возможностях, дети еще не выросли. Женщина еще воспитывает детей и уже должна заботиться о своих родителях — а мы помним, что у нее к этому шесть лет отпуска по уходу за ребенком и раньше начинается пенсионный возраст, а может быть, ей даже приходится раньше срока выходить на пенсию. То есть женская карьера по времени короче мужской лет на десять. А с этим связаны и размеры заработков, и размеры пенсии.

Моя тематика в последние годы — гендер и здоровье, в частности репродук-тивное здоровье. Я провожу исследование о сестринском образовании. Медсестры — это стереотип женской профессии: когда говорят о женских профессиях, в первую очередь имеют в виду нянь, медсестер, акушерок. Я изучаю, какие люди становятся сестрами и как их обучают этой «женской» профессии.

Второе направление моих исследований связано с системой родовспоможения и с тем, что сейчас изменяется в родильных домах. Меня интересует, например, как формируется сегмент платных услуг в родовспоможении и почему некоторые женщины оплачивают родовспоможение, притом что оно у нас бесплатное государственное. Не спрашивайте почему — у меня еще нет ответа.


Медсестры родильного дома c новорожденными младенцами на руках. Сосновый Бор, 1981 год Юрий Абрамочкин / РИА «Новости»

— Какие исследования сейчас были бы особенно важны в России?

— Есть ощущение, что у нас вообще очень мало того, что детально исследовано в гендерном измерении; катастрофически мало хороших работ. На английском языке одних только журналов по гендерным и феминистским исследованиям существует несколько десятков, некоторые из них имеют очень высокие рейтинги и индексы цитирования. У нас по гендерным исследованиям нет ни одного журнала. Хотя число интересных исследований и публикаций в гендерной социологии растет.

Мне кажется, что для российского контекста очень важны исследования гендерного измерения бюрократических форматов и институциональных контекстов — это то, что сильно отличает нас от многих других обществ. Формальные правила накладываются на неформальные, постоянно изменяются, люди к ним постоянно приспосабливаются. Важно исследовать, как на практике работает роддом, детская поликлиника, детский сад, школа, как взаимодействуют дети, родители и профессионалы, как матери/родители осуществляют медицинскую и иную заботу о детях. Например, в заботе о здоровье детей матери среднего класса бегают между платными и бесплатными поликлиниками, на полностью платные не хватает денег, да им и не всегда доверяют, в бесплатных — очереди и вокруг больные дети. А требования к здоровью детей растут, представления об их потребностях меняются. Важно исследовать, чем занимается мать, чем занимается отец, что делают бабушки-дедушки и как меняется их роль, какие у разных поколений идеи о семье и отношениях, о женских и мужских ролях, откуда эти идеи берутся, как они реализуются, как меняются идеи и практики с возрастом, при разводе, выходе на пенсию, наступлении нетрудоспособности и т. п. Мы не знаем, как конкретно женщины заботятся о своем здоровье и здоровье членов семьи и как это делают мужчины. Кто доверяет медицине, а кто нет и почему? Какие последствия это имеет для людей разного пола? В конце концов, почему женщины больше болеют, а мужчины меньше живут? В целом важно понимать социальные различия и гендерное устройство в разных группах и социальных институтах.

Замечу, что если мы какие-то аспекты жизни не исследовали (или с исследо-ваниями не знакомы), то начинаем о них рассуждать как обыватели — что в социальных сетях пишут, то мы и повторяем. И другие повторяют. Или, например, с чего начинают женщины, которые собираются заводить детей, рожать или делать вакцинацию младенцу? Они открывают фейсбук. А исследований и на эту тему нет. Фейсбук стал настолько рутинной повседневной практикой, что пора эти социальные взаимодействия исследовать в гендерном измерении. С другой стороны, происходит милитаризация общества — тоже надо исследовать, как это влияет на гендерные отношения, идет консервативный поворот — то же самое, религии я вообще не коснулась, а это очень важно для интерпретации гендерных идей и практик. Так что поле непаханое. 

Глава 1 Феминизм как социокультурная основа тендерных исследований.

1.1 Развитие феминизма как социально-политического движения в странах Европы и Америки.

1.2 Распространение практик и теорий феминизма в России.

Глава 2 Становление проблематики тендерных исследований.

2.1 Способы конструирования тендера в евро-американской науке XX века.

2.2 Институциализация тендерных исследований.

2.3 Региональная специфика современных тендерных исследований России.

Глава 3 Современные тендерные исследования культуры.

3.1 Тендерная проблематика в различных областях научного знания.

3.3 Проблема тендерной методологии в науках о культуре.

3.4 Тендерная проблематика в современных культурологических исследованиях.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные исследования в науках о культуре: теоретико-методологический аспект»

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований тендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX - XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению тендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «тендер». Понимание тендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить тендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Научный интерес к тендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.

Тендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие тендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, тендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом тендерной специфики.

В современной науке тендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе тендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную тендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что тендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, инкорпорируясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование тендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение тендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.

Настоящая диссертационная работа, с одной стороны, находится в русле современной тендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния тендерных исследований, должна наметить перспективы, характер и методологию исследований конкретных форм культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи диссертационного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию тендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области тендерной методологии и тендерного анализа в различных областях российской науки; к материалам, свидетельствующим о деятельности региональных центров тендерных исследований в России. Кроме того, с целью изучения истории тендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.

Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития тендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что тендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).

Инкорпорирование тендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие тендерные характеристики личности, как тендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, A.A. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды 3. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды O.P. Демидовой, H.JI. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация тендерного подхода и тендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (C.B. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, O.A. Воронина, A.A. Костикова).

В рамках российских и зарубежных тендерных исследований существуют работы, посвященные участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина, Г.Г. Силласте).

Одной из основных тем тендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).

Применение тендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть тендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать тендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии тендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения тендерного подхода в исследование различных сфер жизни1. Изучение опыта зарубежных ученых в области тендерных исследований также позволило российским исследователям применить тендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, A.B. Белова, JT.C. Ржаницына, A.B. Смирнова, J1.B. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию тендерного анализа в области самих тендерных исследований, эксплицировать возможность использования «тендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке тендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием тендерного подхода к исследованию явлений культуры (H.A. Усачева, Т.А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии тендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры тендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей,

1 Практическое руководство по внедрению тендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. - Братислава, 2007. - Ч. 1; Пособие по тендерному анализу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender analysis/index.htm# 1; Тендерный анализ: руководство по разработке стратегии. Практическое пособие / под ред. Н. Шведовой. Министерство по делам женщин Канады [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/easygender/add 1 .html ведущих индивидуальную работу в русле тендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие тендерного образования2, проведение тендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства3, семейные проблемы4, изучение тендерной проблематики в области социологии и социальной теории5,

6 1 история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле тендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу тендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач тендерного анализа, специфики методологии тендерных исследований, статуса и перспектив современных тендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

2 Московский центр тендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gender.ru/: Ивановский центр тендерных исследований http://icgs.ru/: Тверской центр женской истории и тендерных исследований http://www.tvergenderstudies.ru/: Центр тендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vspu.ru/centr-gendernyh-issledovanii: Ставропольский государственный университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stavsu.ru/

3 Московский центр тендерных исследований http://www.gender.ru/; Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/

4 Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/: Европейский университет в Санкт-Петербурге http://www.eu.spb.ru/; КНАГТУ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.knastu.ru/; Самарский центр тендерных исследований http://samaragender.narod.ru/].

5 Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета Ь1Кр:/Л5Ш-socwork.narod.ru/gendresearch.htm: Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://www.altstu.ru/structure/unit/cgiigo/

6 Тюменский центр тендерных исследований http://fiipn.utmn.ru/; Центр этногендерных исследований http://www.iea.ras.ru/

7 Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/; Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования - тендерный подход в исследованиях культуры.

Цель исследования - выявить специфику тендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность тендерного подхода в науках о культуре.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

Обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории тендерных исследований в современной науке;

Изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;

Рассмотреть «классические» концепции тендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;

Рассмотреть содержание понятийного аппарата тендерных исследований: базовых категорий «гендер», «тендерные исследования», «гендерная система», «тендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;

Исследовать специфику тендерных исследований в регионах России;

Обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;

Выявить специфику гендерного подхода в культурологии;

Обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.

Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

Теоретико-методологические основы исследования.

Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по тендерным исследованиям и применению тендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, выявить региональную специфику тендерных исследований в России, а также специфику тендерного подхода в культурологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, 3. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.

Научная новизна работы обусловлена:

Обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;

Оригинальностью поставленных задач;

Обращением к оригинальным англоязычным источникам;

Новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;

Раскрытием специфики тендерного подхода в современных исследованиях культуры.

Положения, выносимые на защиту:

В формировании проблематики тендерных исследований, устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств;

Актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;

В рамках тендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей;

Специфика современных российских женских и гендерных исследований обусловлена тем, что: 1) до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существующей идеологии, унифицирующей половые различия, 2) становление и институциализация гендерных исследований в России начинается с опозданием на 20 лет и проходит по образцу институциализации гендерных исследований на Западе и во многом благодаря финансовой поддержке ряда западных фондов, женских политических и социальных организаций европейских стран и Америки; проблематизация их часто заимствована;

Пик популярности гендерных исследований в России пришелся на 2004-2005 гг., в связи с социокультурными трансформациями и активным внедрением в российскую культуру инокультурных элементов. Снижение интереса к гендерной проблематике происходит в 2006 г. и обусловлено укорененностью традиционных гендерных ролей в современной русской культуре, отсутствием внутренней готовности и потребности в реформировании гендерных стереотипов и поведенческих практик (особенно в регионах), что проявляется и в патерналистских ожиданиях российского человека по отношению к государству.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении методологии тендерных исследований (в том числе, в культурологии), в полноте рассматриваемых материалов, в анализе специфики национальной и региональной проблематики тендерных исследований, в анализе и систематизации разрозненного материала, касающегося специфики тендерных исследований в различных областях научного знания.

Практическая ценность исследования состоит, в первую очередь, в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов.

Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 14 статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ.

Результаты и выводы исследования изложены на международных, всероссийских и вузовских конференциях: «Мужское и мужественное в современной культуре» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), «Гендерное образование в подготовке учителя» (г. Томск 2007 г., 2008 г.); «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.), «Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2009 г.),«Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г.), «Семиотическое пространство Дальнего Востока» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.), «Дальний Восток: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2011 г.), 39-я и 41-я научно-технические конференции аспирантов и студентов «Научно-техническое творчество студентов и аспирантов» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г., 2011 г.); представлены на XII краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск, 2010 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав (включающих в себя 9 параграфов), Заключения, Списка использованных литературных и интернет-источников (222 наименования), Приложений. Общий объем работы составляет 196 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности 2004 год, кандидат философских наук Сазонова, Людмила Алексеевна

  • Духовные и социокультурные основания российского феминизма 2004 год, доктор социологических наук Ельникова, Галина Алексеевна

  • Гендер в традиционной русской культуре 2007 год, кандидат философских наук Колесникова, Наталия Николаевна

  • Гносеологические основы развития гендерной идентичности в педагогической теории и практике 2010 год, доктор педагогических наук Талина, Ирина Владимировна

  • Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации 2008 год, кандидат психологических наук Малышева, Наталья Георгиевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Латина, Светлана Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратившись к истории феминизма в культуре Европы, США, а также России, рассмотрев материал по истории западных и российских тендерных исследований мы пришли к выводу о том, что женские движения, а также движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств сыграли значимую роль в формировании проблематики тендерных исследований и устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования. Западный феминизм явился толчком для распространения практик и теорий феминизма в России (однако женское движение не носило массового характера и не имело чётко обозначенных этапов) и обозначил его специфику, проявившуюся в ограниченных («скромных») амбициях женщин: стремлению к большей социальной активности, а не к равноправию полов.

В России специфика становления и институциализации современных женских и тендерных исследований заключается в том, что возникновение и развитие новой научной отрасли происходило по западному образцу, т.е. многие российские ученые ставили перед собой такие же исследовательские задачи, что и их коллеги на Западе, работавшие в направлении «women"s studies». Одной из причин вторичности проблематики российских исследований, многочисленных заимствований, и даже калькирования, оказывается зависимость исследователя от поддержки западных благотворительных фондов, финансировавших значительное число тендерных проектов в России. В качестве другой причины рассматривается отечественная традиция изучения «женской темы»: научные изыскания контролировались в советское время государством и велись в рамках идеологии, унифицирующей половые различия. Появление тендерных исследований позволило изучать не только проблемы феминности, но также маскулинности и сексуальности, включая опыт меньшинств.

Обобщив материал по применению тендерного подхода в социально-гуманитарных науках, нами было выявлено, что актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания связана, в первую очередь, с современными социально-культурными изменениями, обусловившими появление женщин во многих сферах и актуализировавшими интерес к полу, с необходимостью анализа и учета этих изменений для принятия практических решений в области политики, экономики, образования.

Социокультурные трансформации и активное вхождение в российскую культуру тендерной науки явились причиной популярности тендерных исследований в начале 2000-х гг. (см. Приложение А). Снижение интереса к тендерной проблематике, произошедшее после 2005 г., было обусловлено изменениями, произошедшими в научной, политической и социальной сферах (в т.ч. снижение финансирования науки государством и западными благотворительными организациями, реформы в сфере образования и др.). Среди культурных факторов, не способствующих развитию тендерных исследований выделяем следующие: укорененность традиционных тендерных ролей в современной русской культуре, отсутствие внутренней готовности и потребности в реформировании тендерных стереотипов и поведенческих практик.

Изучив становление и современное состояние тендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике, мы пришли к выводу о том, что тендерные исследования, являясь междисциплинарным научным знанием, формируют среду, благоприятствующую синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры, что дает возможность рассматривать тендерный подход не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей.

Масштаб и количество исследований по тендерной тематике с очевидностью указывают на то, что к сегодняшнему дню тендерный подход прочно укоренился в науке и помогает не просто описать разницу в статусах, ролях, установках, стереотипах и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но проанализировать власть и доминирование, утверждаемые в обществе через тендерные роли и отношения.

Систематическое применение тендерного подхода в культурологических исследованиях существенно дополнило бы наше представление о культуре. Являясь социально-культурным конструктом, тендер детерминирует феминность и маскулинность как культурно обусловленные категории; применение тендерного подхода к исследованию культуры позволит более детально изучить существующую в формах культуры тендерную асимметрию, которая являясь одним из факторов формирования культуры, андроцентричной по своей природе, определяет творческий процесс и восприятие форм культуры. Восприятие культуры, таким образом, основывается на дифференциации по признаку пола.

Проведенное исследование открывает перспективу дальнейших изысканий по тендерной проблематике, а программное использование тендерного подхода, в свою очередь, помогло бы выявить различное соотношение «мужского» и «женского» в культуре разных эпох и этносов, увидеть полоролевые стереотипы, характерные для той или иной культуры, проанализировать специфику форм культуры, связанных с тендерными стереотипами.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В современной науке традиционно есть более «женские» и более «мужские» специализации. Есть и способы построения карьеры, тяготеющие к тому или иному гендеру. Подробнее о том, как изменились эти показатели, специально для N + 1 рассказали социологи Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Наталья Шматко и Галина Волкова.

Гипатия, древнегреческий астроном, математик, философ. «Афинская школа», Рафаэль, 1511, фрагмент

Женское дело?

Российские кандидаты и доктора наук часто совмещают несколько мест работы. Однако такая множественная занятость - скорее мужское дело. Опрос, проведенный среди российских ученых в 2017 году, показал, что и в среде «физиков», и в среде «лириков» женщины чаще, чем их коллеги-мужчины, имеют только одно место работы. При этом доля тех, кто совмещает занятость в двух местах, у мужчин и женщин - «технарей» примерно одинакова, а в области общественных и гуманитарных наук даже два места работы чаще совмещают именно мужчины. А иметь одновременно три или более работы - мужское дело независимо от научной специализации.

Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько разных мест работы Вы совмещаете в настоящее время?», проценты

Здесь и далее: данные специализированного обследования, проведенного в 2017 году Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках реализации проекта Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: научные организации и научные кадры высшей квалификации». Опрос охватил более 2 тысяч обладателей ученой степени, представляющих все области науки.

Вероятно, это объясняет и тот факт, что средний совокупный годовой доход, полученный учеными-мужчинами на всех их работах, значительно превосходит совокупный доход, полученный учеными-женщинами. По результатам опроса доходы женщин составляют примерно 65 процентов от доходов мужчин. Да и средняя стоимость часа работы у женщин в среднем составляет примерно 74 процента стоимости «мужского» часа работы.

Часто менять работу - также не характерная стратегия для женщин с учеными степенями. Карьера кандидатов и докторов наук вообще отличается стабильностью - большинство из них подолгу не меняет место основной работы (особенно в естественных и технических науках). При этом женщины отличаются от своих коллег-мужчин еще большим постоянством.

Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, за последние десять лет Вы меняли основное место работы? Если да, то сколько раз?»

Стремление к стабильности в жизни проявляется у женщин-ученых даже тогда, когда они меняют работу. Это, в частности, выражается в том, как часто они меняют сектор занятости при смене места работы. По данным проведенного опроса, среди тех женщин, которые в последний год перешли на новое место работы, многие просто перешли из одного вуза в другой (таких почти половина), из одного научно-исследовательского института в другой (38 процентов). В то время как мужчины чаще меняют работу более радикальным образом, переходя из предприятий реального сектора экономики и организаций сферы услуг (финансовых, консалтинговых, аудиторских и прочих) в академический сектор (вузы и НИИ). Например, в вузы из таких организаций перешли 27,3 процента мужчин и лишь 17,5 процента женщин.

При этом в повышении своей квалификации и прохождении различных курсов и стажировок женщины с учеными степенями не отстают от мужчин, а часто даже активнее получают дополнительное образование. Так, среди обладателей ученых степеней в области математики, естественных и технических наук за последние 3 года никакого дополнительного образования не получали почти половина (47,2 процента) мужчин и только треть (31,3 процента) женщин. Среди кандидатов и докторов общественных и гуманитарных наук не участвовали в повышении квалификации 26,4 процента мужчин и только 15,5 процента женщин. Женщины чаще мужчин принимают участие в курсах, тренингах и семинарах по имеющейся специальности, при этом доля получающих знания по смежным дисциплинам или другим областям у мужчин и женщин одинакова. Курсы иностранного языка - преимущественно «женское царство»: независимо от научной специализации женщины посещают такие курсы чаще коллег-мужчин. За последние три года курсы иностранного языка посещала каждая шестая (порядка 17 процентов) из опрошенных женщин, в то время как среди мужчин таких менее 10 процентов. Интересно, что если в среди «технарей» вероятность участия в компьютерных курсах не зависит от пола, то в общественных и гуманитарных науках женщины даже чаще мужчин посещают специальные мероприятия по улучшению цифровых навыков: участвуют в компьютерных курсах и изучают отдельные программы.

«Женские» и «мужские» науки

Общая картина занятости женщин в сфере исследований и разработок остается достаточно стабильной на протяжении последних 20 лет, хотя в целом некоторый сдвиг в сторону «возмужания» науки все же отмечается. Так, в 1995 году доля женщин-исследователей составляла 48,4 процента, а в 2016 году она сократилась до 40 процентов. Самый большой вклад в этот процесс вносят традиционно «мужские» отрасли - естественные и технические науки. Важно отметить, что тенденция в целом такова, что «мужские» науки становятся еще более «мужественными», а «женские» - еще более «женственными». На фоне остальных достаточно «стабильных» в гендерном отношении наук быстро растет удельный вес женщин в сельскохозяйственных науках.

Удельный вес женщин в науке в целом




Если более внимательно посмотреть на естественные науки, то можно обнаружить, в частности, что в химии, которая достаточно долго оставались самой женской среди мужских наук, в последние годы наблюдается тенденция сокращения доли женщин: если в 1995 году их доля составляла 58,6 процента, то к 2005 году она сократилась до 55,4 процента, а в 2016 году составила 52 процента. Самая «неженская» область науки - физика и астрономия - также демонстрируют незначительное, но так или иначе сокращение удельного веса женщин: с 26,4 процента в 1995 году до 22,6 процента в 2016 году.

Гендерные исследования (англ. - gender studies) - междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола (гендера) для анализа общественных явлений и их изменений Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155..

Гендерные исследования - это отрасль знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует, закрепляет и распределяет в общественном сознании и в сознании отдельной личности социальные роли женщины и мужчины, а также какие последствия это распределение для них имеет Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm..

Гендерные исследования, возникшие на Западе как междисциплинарная отрасль знания в конце 60-х - начале 70-х годов, а в России в конце 80-х, играют значительную роль в различных направлениях гуманитарных наук.

Специфика гендерных исследований обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования, а также методологией и методикой изучения гендерных проявлений.

Рассмотрим объект, предмет, цели и задачи гендерных исследований.

Объектом гендерных исследований являются феномены, явления, процессы социальной реальности, которые рассматриваются в исторической ретроспективе, в настоящем времени и прогнозируемом будущем.

Предметом гендерных исследований - гендерные аспекты указанных феноменов, явлений, процессов социальной реальности. Изучение гендерных аспектов всегда подразумевает исследование дискриминативных проявлений по признаку пола. Соответственно, цели исследования, так или иначе, сосредоточены вокруг изучения явных и латентных дискриминаций по признаку пола.

К числу приоритетных задач гендерных исследований можно отнести изучение механизма конструирования гендера в таких важных сферах жизни человека, как воспитание, образование, семья, труд, политика, экономика, культура.

В зависимости от предмета, целей и задач исследования можно выделить несколько блоков, в которых раскрывается специфика гендерных исследований.

Первый блок направлен на исследование гендерных аспектов в разных сферах деятельности. К их числу относятся, например, следующие направления гендерных исследований: гендерные аспекты труда и занятости; гендерный аспект динамики безработицы и др.

Второй блок сосредоточен на гендерной экспертизе. Особый интерес представляет, например, гендерная экспертиза учебников для высших учебных заведений, результаты которой опубликованы в периодической научной печати и в виде сборника «Гендерная экспертиза учебников для высшей школы» Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - С. 19..

Третий блок ориентирован на эмпирическое выявление специфики гендерных отношений, разворачивающихся в разных аспектах жизнедеятельности. В данном блоке исследуются социально-трудовые, правовые, психологические, культурологические, лингвистические, исторические и многие другие аспекты гендерных отношений.

Четвертый блок нацелен на мужские исследования. Специфика гендерных исследований состоит в том, что они включают не только дискриминативные аспекты в отношении женщин, но и предметную область знания, охватывающую все то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела, мужское здоровье и т.п. Цель «мужских исследований» состоит в изучении мужских жизненных опытов как «социо-историко-культурных конструктов», в критическом обсуждении вопросов, касающихся мужчин и маскулинностей, а также в распространении знания о мужских жизнях, в переосмыслении мужской гендерной роли, в понимании ее ограниченности, в необходимости разрушения полоролевых стереотипов Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с..

В рамках данной курсовой работы рассматривается специфика гендерных исследований в социальной психологии, т.е. психологические аспекты гендерных отношений. Тогда предметом гендерных исследований в социальной психологии являются гендерные отношения, различия и сходство полов.

Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера.

В системе социально-психологического знания были созданы наиболее весомые (по сравнению с другими психологическими дисциплинами) научные предпосылки изучения психологической составляющей гендерных отношений.

Это объясняется следующим:

Во-первых, в социальной психологии в предметное поле науки давно включена и активно разрабатывается категория «отношения», которая является базовой в системе гендерного знания.

Во-вторых, в таких традиционных разделах социальной психологии, как «психология больших групп», «психология межгрупповых отношений, «психология общения и межличностных отношений» накоплен определенный объем эмпирических знаний и концептуализаций, который продуктивно может быть использован для анализа проблем гендерных отношений.

В-третьих, в социальной психологии реализуется целостный интегрированный подход к изучению трех основных элементов социально-психологической реальности - внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации, социальной структуры общества, которые являются ключевыми для гендерных исследований и гендерных отношений.

Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология - это та удобная «дверь», через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. - 2003. - №1..

Центральной категорией гендерных исследований является многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер». Этот термин принадлежит английскому языку и западной цивилизации, в русском языке он скалькирован с английского и не имеет адекватного перевода. Можно сказать, что «гендер» является составной частью современного процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы. Именно западная цивилизация исторически и теоретически подошла к такому этапу своего развития, когда необходимость гендерных изменений и гендерного анализа стала необходимостью Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm..

Термин «гендер» первоначально принадлежал только лингвистике. В англо-русском словаре В.Мюллера «гендер» имеет два значения: первое для обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его шутливом смысле. Впервые термин «гендер» в его новом, не грамматическом смысле, использовал психолог Роберт Столлер в 1968 году. Он сделал это для различения «маскулинности» (мужественности) и «фемининности» (женственности) как социокультурных характеристик «мужского» и «женского». «Мужское» и «женское» при этом выступили биологической базой природного различения мужчин и женщин.

Относительно вопроса разграничения понятий «пол» и «гендер» существует много разногласий. Ряд ученых употребляют данные термины как синонимы, в то время как другие исследователи стремятся найти тонкую грань между исследуемыми понятиями.

В частности, С. Кесслер и У. Маккенна, полагая, что пол является лишь одной из разновидностей гендера как системы социальных отношений, предлагают оставить за понятием «пол» только сферу значений, напрямую связанных с репродуктивной активностью Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20..

В противовес мнению вышеназванных исследователей, стремящихся внести элемент социальности в категорию биологического пола, Джоан Скотт предлагает разрешить проблему соотношения терминов «пол» и «гендер», отрицая исключительную социальность гендера и включая в него природную, биологическую специфику Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с..

Некоторые исследователи полагают, что есть не только биологический пол, но и другие уровни пола:

Церебральный (определяет «мужской» или «женский» стили мышления);

Морфологический пол (мужские или женские половые органы);

Психологический пол («мужские» или «женские» психологические особенности).

Однако противопоставлять уровни пола друг другу все же не стоит: они тесно взаимосвязаны Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - С.7-11..

Агеев В.С. в статье «Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком» поясняет, что гендер имеет отношение как раз к «духовной» стороне человека, в отличие от пола. Гендер - социальная надстройка, возникающая в результате социализации человека, какого бы пола он ни был: мужского или женского Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 135-140..

Существует ряд общих моментов, характерных для раскрытия понятия «гендер».

Во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных исследований при отсутствии соотносимого общего единого и дифференцированного понятийного аппарата.

Выводы:

Рассмотренные объект, предмет, цели и задачи гендерных исследований, позволяют утверждать о наличии специфических особенностей гендерных исследований в социальной психологии:

1. Гендерные исследования - новая область знания и образования. Гендерные исследования - это изучение социально-культурной дифференциации и стратификации по признаку пола, воспроизводимой в обществе.

2. В настоящее время гендерные исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики, второй - как образовательной практики, включающей разработку и преподавание гендерно-ориентированных учебных дисциплин Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Медицина, 1975. - С.326..

3. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне общества, так в семье и в личной жизни. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер».

5. Термин «гендер» нельзя отождествлять с понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер соответствует социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины»).

КОЛЛЕКТИВНЫЕ:

2008-2011 – «Права женщин в 10 регионах России (правовой, политический, социально-экономический, демографические аспекты) в рамках проекта «Создание сети экспертов по проблемам гендерного равенства», при поддержке Фонда МакАртуров»

2005-2008 – «Сравнительный анализ Национальных механизмов по гендерному равенству в 50 странах мира»

2002-2005 – «Гендерный анализ российского законодательства и статистики в области здравоохранения» (в рамках проекта "Информационного-аналитический ресурсный центр для сообщества эекспертов по гендерному равенству», при поддержке Фонда МакАртуров)

2002-2005 – «Статистический мониторинг и разработка индикаторов гендерного равенства» (в рамках проекта "Информационного-аналитический ресурсный центр для сообщества эекспертов по гендерному равенству», при поддержке Фонда МакАртуров)

2002-2004 – «Гендерная экспертиза ГОСтов и учебников по социальным и гуманитарным дисциплинам для ВУЗов»

2002 – "Социально-экономические показатели гендерного равенства (по заказу и финансовой поддержке Министерства труда и социального развития РФ).
1999-2000 – "Социальная политика по обеспечению прав женщин, работающих на предприятиях малого бизнеса" (при поддержке WLDI).

1996-1998 социологическое исследование "Права женщин в России: реальная практика их соблюдения и массовое сознание (на примере г. Рыбинска)" (использовались качественные и количественные методы исследования, репрезентативная выборка).

1997-1998 - "Кадровая политика предприятий в транзитивной экономике России". Совместный российско-американский проект.

1996-1999 - "Влияние реформ на супружеские отношения" (Российско-американский проект совместно с университетом Цинциннати, США).

1997-1998 - "Гендерная экспертиза российского законодательства в сфере занятости, средств массовой информации, репродуктивных прав и миграции" (при поддержке PROWID)

1993-1994 - "Женская безработица в России" (по заказу Федеральной службы занятости РФ)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ:

Занятость и безработица женщин в современной России" (М.Е. Баскакова, Е.Б. Мезенцева, З.А. Хоткина);

"Политическое участие женщин, женское лидерство" (В.Н. Константинова и Е.В. Кочкина);

"Сексуальные домогательства на работе: стереотипы, реальность, законодательство" (З.А. Хоткина);

"Образ женщины в СМИ" (О.А. Воронина);

"Устная история пожилых женщин" (А.И. Посадская);

"Стратегии выживания семей одиноких матерей в период трансформации в России (на примере среднего города и мегаполиса)" (Л.Г. Лунякова),

"Пенсии для мужчин и женщин" (М.Е. Баскакова),

"Репродуктивные права: международный и российский опыт" (Е.А. Баллаева),

"Гендерные аспекты инвестиций в человеческий капитал" (М.Е. Баскакова),

"Права женщин: соотношение гендерного тождества и гендерных различий" (О.А. Воронина),

"Насилие в отношении женщин" (Л.Г. Лунякова, З.А. Хоткина).