» » Тема лепка девочка играет мяч. Конспект физкультурного занятия сюжетного типа в младшей группе Мой весёлый звонкий мяч. Составление конспекта на тему «Человек в движении»

Тема лепка девочка играет мяч. Конспект физкультурного занятия сюжетного типа в младшей группе Мой весёлый звонкий мяч. Составление конспекта на тему «Человек в движении»
Тема: Мой веселый мяч

Возраст: 1.5 – 2 года

Количество часов: 2

1) Двигательная разминка

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие к морю.

«Полоса препятствий» до игровой зоны с сухим бассейном.

- «Развивающая дорожка» (тренируем координацию движений)

Перешагиваем через обручи.

Воспитатель: Добрались до моря, можем и поиграть!

(свободная двигательная деятельность)

Воспитатель: Продолжим с вами заниматься, поиграем с веселим мячами.

«Игра в мяч» (Железнова)

Делаем движения в соответствии со словами песни:

По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём,
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь,
Мне бросай обратно мяч.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.

Смена деятельности

«Корзина с мячами» - сравниваем мячи – цвет, размер, материал.

Воспитатель: Смотрите, это большой шарик, а это совсем маленький, этот твердый, а этот мягкий, и т.п.).

Какой шарик у нас самый большой? Вот он! А какой самый маленький? Вот он! Молодцы!

«Сюрпирзики» - развиваем мелкую моторику.

В бумагу заворачиваем разные предметы, воспитатель предлагает малышам самостоятельно открыть сюрприз.

Озвучиваем предмет, обращаем внимание на цвет и форму.

(Для 2 часа занятия по теме) «Ищем предметы в крупе» - массаж, развитие моторики, сенсорный опыт.

В манной крупе размещены различные предметы круглой формы, воспитатель показывает малышам, что в крупе кто-то спрятал клад, и предлагает его поискать (круглые предметы, кружки из картона ярких цветов).

Смена деятельности

1) Аппликация «Разноцветные мячи» – развитие творческих способностей, закрепление понятие "круг", "большой-маленький", учим основные цвета.

В ходе работы воспитатель комментируем цвет каждой фигуры: «Какой красивый кружочек ты взял! Он красный, большой! И т.д.»

2) Сюжетная аппликация «Мячи для собачки» (для 2 часа занятия по теме)

Смотрите, какой милый щенок! Ему скучно! Давай наклеим ему веселых мячиков, чтобы он мог поиграть!

Смена деятельности

« Веселая зарядка» – катаем мячи друг другу, догоняем мяч, бросаем.

Воспитатель:

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают (повтор).

Смена деятельности

Сидя на коврике, воспитатель читает малышам е стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Конспект занятия из цикла «Школа мяча»

Цель: Формирование умений владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать физические качества: быстроту, ловкость и координацию движений в процессе работы с мячом.

2. Воспитывать интерес детей к занятиям спортивными играми с использованием мяча.

3. Формировать стремление к достижению положительных результатов.

4. Совершенствовать и закреплять навыки основных способов катания, отбивания, ведения, передач, бросков и ловли мяча.

Способы:

1. Беседа.

2. Вопросы.

3. Дидактическая игра «Назови виды спорта».

4. Игровая мотивация ( приход персонажа: Олимпийский Медведь).

5. Полоса спортивных препятствий.

6. Дыхательные упражнения «Надуй шар», «Любимое блюдо».

7. Разминка с мячами (в движении).

8. Упражнения в обруче.

9. Игра «Мяч через сетку».

10. Круговая тренировка.

11. Рефлексия (анализ).

Средства:

1. Мультимедийная установка.

2. Скамейка гимнастическая.

3. Гимнастический мат

4. Ребристая доска

5. Стойка с обручем.

6. Стойка с дугой.

7. Мячи.

8. Конусы.

9. Обручи.

10. Шнур.

Предварительная работа:

1. Знакомство детей с историей возникновения мяча.

2. Знакомство с видами спорта, в которых используется мяч.

3. Подвижные игры с элементами соревнования: «Мяч капитану», «Ловишки с мячом», «Охотники и утки», «Гонка мячей».

4. Упражнения из «Школы мяча» на месте и в движении.

5. Дыхательные упражнения: «Насосы», «Надуй шар», «Ветер».

6. Разучивание элементов спортивных игр (перекатывание мяча, отбивание мяча, ведение мяча, передачи и броски).

7. Проведение эстафет и игровых заданий с элементами спортивных игр.

Ход мероприятия.

Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.

Инструктор: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Дети здороваются.

Звучит музыка. В зал вкатывается спортивный мяч

Инструктор: Мяч один к нам в зал попал!

Видно кто – то с ним играл.

Очень хочется узнать,

Кто его мог потерять!

В зал вбегает Олимпийский Мишка.

Инструктор: Дети, а кто это к нам пришёл в гости?

Дети: Олимпийский Мишка.

Инструктор: Да, это Олимпийский Мишка - талисман Олимпийских игр.

Дети: Здравствуй, Миша!

Мишка: Здравствуйте, ребята!

Встрече с вами очень рад!

Инструктор: Почему печальный взгляд?

Мишка: Грустный я, мой мяч грустит,

Кто же нас развеселит?

Инструктор: Ребята много игр знают,

В них дружно, весело играют!

И мяч – герой в них главный:

Веселый и забавный!

Мишка: Ребята, я много раз бывал на соревнованиях по разным видам спорта и наблюдал за спортсменами. А вот вы можете мне назвать спортивные игры, в которых используется мяч?

Дидактическая игра «Назови виды спорта"

На экране появляютсякартинки с изображением разных видов спорта. Дети дают краткую характеристику данных видов:

· Футбол

· Волейбол

· Баскетбол

· Ручной мяч

· Большой теннис

· Водное поло

· Хоккей с мячом

Мишка: Друзья, я вижу. Что вы хорошо знаете разные виды спортивных игр,поэтому я приглашаю вас отправиться в путешествие в «Страну спортивных игр». Вы готовы?

Дети: Готовы!

Инструктор: Ребята, тогда наберитесь сил и в путь! Дорога вам предстоит долгая и трудная. Посмотрите на схему нашего пути (На экране появляется схема)

Дети идут по периметру зала. Преодолевая полосу препятствий.

Полоса препятствий.

1. «Ворота» - большая дуга.

2. «Мостик» - доска.

3. «Барьер» - гимнастическая палка

4. «Извилистая дорожка» - конусы.

После преодоления «полосы препятствий» дети выполняют упражнение на восстановление дыхания – «Надуй шар».

Затем строятся в одну шеренгу.

Мишка: Ребята, мы продолжаем наше путешествие по «Стране спортивных игр». Но теперь мы будем путешествовать с мячом. Возьмите из корзины мячи – и в путь! Повторяйте упражнения за мной!

Мишка выполняет упражнения с мячом, а дети повторяют за ним.

Разминка с мячом.

1. Вращение мяча пальцами обеих кистей вперёд.

2. Прокатывание мяча между ладоней вверх-вниз.

3. Перекладывание мяча из ладони в ладонь.

4. Подбрасывание мяча двумя руками.

5. Ходьба с выпадами ног вперёд и касанием стоп мячом.

6. Ходьба с касанием коленями мяча на уровне пояса.

7. Прокатывание мяча по полу поочерёдно правой и левой руками.

8. Отбивание мяча об пол двумя руками в движении.

Мишка: Ребята, мне понравилось, как вы хорошо выполняете упражнения с мячами.

Инструктор: Мишка, а наши дети умеют не только эти упражнения. Они могут выполнять и более сложные задания из разных видов спортивных игр. Посмотри. Как у них это получается.

Дети берут по обручу и строятся вдоль зала в две шеренги. Выполняют по заданию инструктора упражнения в обручах.

Упражнения с мячами в обруче.

1. «Волейбол» - броски мяча двумя руками вверх и ловля его с поворотом на 90 ͦ.

2. «Ручной мяч» - стоя на ребре обруча отбивание мяча двумя руками об пол с продвижением по обручу.

3. «Ручной мяч» - отбивание мяча двумя руками без остановки с перемещением вокруг обруча.

4. «Баскетбол» - ведение мяча правой рукой, стоя внутри обруча.

5. «Мини-баскетбол» - стоя на коленях, вести мяч в обруче поочерёдно правой и левой руками.

6. «Хоккей с мячом» - прокатывание рукой мяча вокруг обруча.

7. «Баскетбол» - передача мяча двумя руками.

(Дети убирают обручи и строятся с мячами в шеренгу)

Инструктор: Миша, тебе понравились у детей навыки владения мячом?

Мишка: Да, действительно, ваши дети не зря называются «юными спортсменами». У них хорошо получаются упражнения из спортивных игр. А теперь давайте присядем и отдохнем.

(Дети садятся на стульчики, а Мишка и инструктор по периметру зала оборудование.)

Мишка: Ребята, а теперь посмотрим вашу ловкость и сноровку.

Проведём мы с вами круговую тренировку.

Инструктор: Миша, а какие задания должны выполнить дети?

Мишка объясняет детям задание. Дети идут по станциям круговой тренировки.

Круговая тренировка.

· Станция №1 – ходьба по скамейке с мячом (любым способом).

· Станция №2 – прыжки через шнур (любым способом).

· Станция №3 – прокатывание мяча по полу в дугу (любым способом).

· Станция №4 – передача мяча инструктору, а затем перекаты по мату (любым способом).

Выполняют два круга.

(Затем убирают мячи в корзину.Строятся в одну шеренгу).

Мишка: Вместе путь прошли мы сложный,

Отдохнуть теперь нам можно.

Предлагаю поиграть –

Мяч – через сетку передать.

Игра «Мяч через сетку».

Дети строятся в две команды (мальчики и девочки) вдоль сетки.

По команде Мишки кидают мячи через сетку (кто больше перекинет мячей).

Игра проводится 2 раза.

После завершения игры дети садятся на стулья.

Инструктор: Ребята, мы с вами любим не только играть, но и отдыхать.

Игра «Любимое блюдо».

Инструктор: Представьте, что вы пришли в детское кафе. Официант подал на стол ваше любимое блюдо. Давайте насладимся его запахом.

Задание: Закройте глаза и представьте это блюдо. Медленно вдыхайте его запах носом. Затем выдыхая через рот восхищенно произносим: «А-а-ах!»

(Повторить 4 раза.)

Дети строятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в «Страну спортивных игр» с нашим новым другом Олимпийским Мишкой.
- Вам понравилось путешествие по Стране спортивных игр?

Дети: Да!

Инструктор: Покажите цветными шариками, как вам понравилось путешествие (красный шарик – очень понравилось, зеленый – если у вас были трудности, а если вам путешествие не понравилось - желтый).

Дети: Нам было весело!

(дети раскладывают мячики в обручи)

Мишка: В «Стране спортивных игр» сегодня побывали.

И все заданья дружно в пути мы выполняли:

Играли в игры весело, с мячами занимались.

И вижу я, что очень ребята все старались!

Было с вами интересно и совсем не скучно,

Только вот уже обратно возвращаться нужно.

Ждут меня другие страны и ещё спортсмены.

К ним спешить я должен, ребята, непременно!

Мишка прощается с детьми и уходит из зала.

Инструктор: Ребята, нам тоже пора уходить и нужно попрощаться с гостями.

Дети прощаются с взрослыми и под музыку уходят из зала.

Цели:

Формировать устойчивые представления о величине (большой-маленький), количестве (один-много), расположении в пространстве (верх-низ), цветах (красный, синий).
Продолжать учить слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворений (А. Барто «Мячик»).
Развивать память, чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, координацию движений.

Оборудование:

Мячи разных размеров и цветов, в том числе теннисные, массажные, фитболы.
Чудесный мешочек, наполненный небольшими мячами.
Строительный материал, кукла, платочки.
Корзина (баскетбольная или для мусора).
Магниты в виде разноцветных кругов.
Музыкальные молоточки.
Коррегирующая дорожка, «труба» для пролезания.
Мяч-сортер.
Соленое тесто, листок с нарисованными красным и синим кругами.
Рисунок с клоуном и белями кругами для мячей, красные и синие мячи из мягкого картона, клей-карандаш.
Манная крупа на подносах, пробки от вина.
Аудиозаписи песен «Веселый мяч», «Мой веселый мяч».

Ход занятия:

Приветствие «Это я»

Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка.
Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Вот наш чудесный мешочек приготовил для вас интересные игрушки. Опустите руку в мешочек, достаньте и узнаете, что же это.

Дети достают мячи. Обследуют их: легкие, форма шара, катятся.

Дидактическая игра «Где спрятался мячик»

Воспитатель выкладывает перед ребенком мячик и кубик, затем накрывает их платочками. Где спрятался мяч? Найди его, сними с него платочек.

Строительно-конструктивная игра «Построй ворота»

Перед детьми параллельно друг другу выкладываются два бруска, а ребенок должен положить поперек сверху третий брусок, так, чтобы получились ворота.

Дидактическое упражнение «Прокати мяч в ворота»

Толкните мячик так, чтобы он прокатился через ворота. Ребенок толкает мяч с одной стороны, а родитель ловит с другой. Затем прокатывает мяч родитель, а ребенок старается поймать.

Дидактическое упражнение «Найди место мячику»

Дети располагают круглые разноцветные магниты-мячи по просьбе воспитателя на магнитной доске.
Расположи мяч в середине, с краю, вверху, внизу.

Динамическая пауза «Мой веселый мяч»

Под одноименную песню дети проходят по коррегирующим дорожкам, пролазят в «трубу», катя перед собой мяч.

Аппликация «Клоун с мячами»

Клоун растерял свои мячи. Соберите их и поставьте на место. А теперь можно намазать мячи клеем и приклеить к картинке.

Готовая работа.


Заготовка к занятию.

Дидактическая игра «Большие и маленькие мячи»

У нас есть мячи. Мячи разные. Вот большой мяч, а вот маленький мяч.
Сложите большие мячи в большую корзину, а маленькие мячики в маленькую корзину.

Подвижная игра «Попади в кольцо»

Дети стараются попасть мячом в низко расположенную баскетбольную корзину.

Динамическая пауза «Девочки и мальчики»

Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп.
Прыгают как мячики,
Прыг, прыг, прыг.
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал.
Мяч на место покатился,
Ну а мы за стол садимся.

Чтение и инсценировка стихотворения А. Барто «Мячик»

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Детям предлагается пожалеть Таню (погладить по головке, протянуть ей свой мяч со словами «на», «возьми»)

Игра с мячом-сортером

Дети вставляют фигурки в соответствующие отверстия на мяче-сортере.

Массаж ладоней «Я мячом круги катаю»

Я мячом круги катаю,
(между ладоней по кругу)

Взад-вперед его гоняю,
(движения вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук
(переброс мяча из руки в руку).

Лепка «Мячи красные и синие»

Дети лепят из соленого теста красного и синего цветов шарики, прижимают их ладошкой, чтобы получились лепешки. Из них вырезают формочкой круги и прикладывают их к картону с нарисованными синим и красным кругом. Прижимают ладонью сверху и украшают (оставляют оттиски концом карандаша).

Игра «По мячу ладошкой бьем»

По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело, вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело, вдвоём.

Ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.

Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю.
Играем в мяч.
(бросаем другу-другу)

Рисование «Много мячей»

На подносе с манной крупой воспитатель рисует пробкой от вина круг-мячик. Сколько мячиков я нарисовала? Один мячик. А ты нарисуй много мячей.

Дыхательное упражнение «Подуй на мяч»

Мячи бывают разные. Вот этот мяч маленький и легкий. Подуйте на него - он покатится. Потому что очень легкий.

Музыкально-ритмическое упражнение «Веселый мяч»

Дети слушают музыку и отбивают ритм музыкальными молоточками.

Упражнения на большом мяче

Для снятия возбуждения родители качают детей на мячах-фитболах.

Лепка в подготовительной возрастной группе носит характер отработки освоенных ранее навыков, поэтому усложняется содержательная сторона занятия. Если раньше дети лепили животных, игрушки, продукты, то в 6–7 лет в центре композиции будет находиться фигура человека (например, девочка, которая играет с мячом, солдат и лыжник). Рассмотрим этапы подготовки занятия, посвящённого лепке человека в движении.

Подготовительный этап

Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.

Игры с пластилином - важная часть подготовки к школе

Какие способы лепки из пластилина можно применять

Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ - так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.

Приёмы лепки

В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:

  • раскатывание элементов (создание «шарика»);
  • скатывание (перекатывание «колбасок»);
  • вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
  • сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
  • прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
  • оттягивание (вытягивание элемента из куска);
  • присоединение;
  • примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
  • защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
  • вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
  • сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).

Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.

Варианты композиции на тему «Человек в движении»

Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:

  • «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
  • «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
  • «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
  • «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.

Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.

Предварительная работа с группой

Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:

  • угол наклона тела;
  • поворот головы;
  • сгиб рук и ног и пр.

Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть

  • делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
  • позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
  • помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.

Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком

Мотивация

Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и - что очень важно - самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX - начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».

Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении

Беседа и наглядность

Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:

  • Когда танцуют люди?
  • Вы любите танцевать?
  • Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
  • Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?

Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также - какие позы принимало тело.

Игра

Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады - Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.

Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой

Стихотворения

Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.

  • Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! - ликовала природа, - В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
  • Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься - Значит, танца день настал!
  • Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!

Методика составления конспекта

Работа над составлением плана занятия начинается с формулирования целей и задач. Основными целеполагающими факторами лепки движущегося человека можно назвать:

  • обучение делать сложную сюжетную композицию;
  • работа над умением соблюдать пропорции тела и других сопутствующих элементов композиции;
  • воспитывать самостоятельность и терпение.

Задачи занятия носят более конкретный характер:

  • закрепить способ создания валика-цилиндра для создания основы фигурки;
  • развитие умения передавать лепной конструкцией несложные телодвижения (сгибание рук/ног, наклон тела);
  • обучение передавать динамику движения человека;
  • продолжать отрабатывать сглаживания;
  • закрепление навыка передавать динамику тела человека в пластичном материале;
  • повторить изученные геометрические фигуры (круг, овал, цилиндр, шар и т. д.);
  • развивать умение работать со стекой;
  • продолжить тренировать мелкую моторику, глазомер и зрительное восприятие;
  • расширять границы воображения;
  • воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

После того как цели и задачи сформулированы, воспитателю необходимо распланировать этапы занятия так, чтобы каждая минута была задействована, и дети, соответственно, не успевали отвлекаться.


Пример конспекта занятия (в сокращении) – таблица

Каргина Наталья «Зимние забавы, лепка фигуры человека в движении» Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человечка в движении. Далее демонстрирует позу человека в движении с помощью наглядного пособия - фигуры человека. Обращает внимание детей, на то, как располагаются руки и ноги лыжника.
После ознакомления с характерными особенностями человека находящегося в движении, воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, как должен быть одет лыжник?».
Ответы детей: «На нём должна быть тёплая куртка, штаны, варежки, шарф, ботинки».
Воспитатель: правильно.
А теперь давайте сейчас каждый из вас слепит своего лыжника и подберёт свой цвет одежды для него.
Последовательное выполнение:
  • Для начала, ребята, давайте рассмотрим геометрические фигуры, стоящие у меня на столе. Вместе с детьми воспитатель называет фигуры. Демонстрирует разницу между: круг - шар, квадрат - куб, треугольник - призма, пласт - прямоугольник и т. д.
  • Теперь ребята давайте определим, какие геометрические фигуры похожи на части тела человека. Ответы детей: шар - голова; цилиндр - руки, ноги; конус - туловище.
  • Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь для начала скатайте большой шар (любого цвета).
  • Шарик раскатайте в конусовидный валик (воспитатель демонстрирует макет конуса) - это будет туловище.
  • Более широкое место разрезаем пополам стеком, придаём форму ног, выравнивая по форме.
  • Скатайте два шарика (выбираем любой другой цвет) и придайте им форму бочонка - это будет обувь.
  • Скрепляем ноги с обувью.
  • Скатайте два шарика такого же цвета небольшого размера и ещё два маленьких шарика другого цвета.
  • Два шарика, что побольше, раскатываем в конусовидные валики - это будут ручки.
  • А из двух маленьких скатываем конусовидные валики с одним заострённым кончиком и слегка сгибаем - это будут варежки.
  • Соединяем рукава с варежками, слегка надавив.
  • Прикрепляем рукава к туловищу, чуть согнув рукав.
  • Скатываем один шарик телесного цвета, для головы. Разрезаем чуть больше половины.
  • Скатываем небольшой шарик - это шапочка, и скрепляем шарик с плоской частью головы. Придаём форму шапочки.
  • Небольшим нажатием соединяем голову с туловищем.
  • Теперь нам нужно слепить лыжи и лыжные палочки. Для начала скатываем из любого пластилина колбаску, сжимаем её, обрезаем стеком неровные края и разрезаем эту пластину на две - это получились лыжи.
  • После скатываем два кружочка и сплющиваем их, получились блинчики. Потом прижимаем к концу зубочистки блинчик - получилась лыжная палочка (повторяем ещё раз).
  • Ставим нашего человечка на лыжи, передавая движение. И крепим лыжные палочки к рукам.
  • Лепим глаза, рот и намечаем стеком нос (глаза круглой формы, рот колбаской).

Воспитатель: Ну, вот и готов наш лыжник. Какие вы молодцы. Какие хорошие лыжники у нас получились!

Воспитатель подводит итоги занятия: Ребята выставляют своих лыжников на заснеженную равнину макета, подготовленного заранее, под названием: «Зимняя прогулка». (Воспитатель заранее оформляет площадку из пенопласта и гофрированной бумаги).
Рассматривают, у кого какой получился. Воспитатель: Ребята, теперь вы можете представить себя в роли своих вылепленных лыжников и поиграть с ними у макета…

Поэтапная работа над композициями «Девочка играет в мяч», «Лыжник», «Солдат»

Гибкие фигурки, способные принимать самые разные позы, хороший материал для проявления творческой фантазии ребёнка. А требование реалистичности изделий, заданное темой, приводит к необходимости думать логически и осмысливать известные факты.

Лепка в подготовительной группе «Девочка играет в мяч»

Эта композиция состоит из двух частей: лепка девочки и создание мяча. Если время позволяет, оба задания можно выполнить за одно занятия. В противном случае лучше разделить этапы работы на 2 занятия. Последний вариант более рациональный, так как предложенная композиция предполагает лепку девочки с чертами лица и искажениями ткани платья в процессе движения, то есть поделка довольно сложная.

Поэтапная инструкция (человечек):


Поэтапная инструкция (мяч):

  1. Скатываем шарик синего цвета.
  2. Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета.
  3. Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала.

    Для создания полосок на мячике дети используют приёмы сплющивания и растягивания

  4. Накладываем на шарик, немного примазываем.
  5. Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.

    Готовый мячик вкладываем в руки девочки

Мячик можно вложить в обе руки девочки или положить на одну.

Фигура «Лыжник»

Чтобы ножки и ручки фигурки не отваливались, они формируются из частей туловища.

Поэтапная инструкция (лыжник):

  1. Берём кусок пластилина оранжевого цвета и делаем продольный надрез до середины - это верхняя часть туловища с руками.
  2. Выгибаем обе тонкие части наружу, немного скатываем их.
  3. Кусок пластилина зелёного цвета (это нижняя часть туловища с ногами) надрезаем также вдоль почти до основания.

    Расщепление пластилиновой детали

  4. Слегка скатываем обе части.
  5. Соединяем туловище в единую фигуру.
  6. Из зелёного пластилина делаем по 2 шарика - ручки в перчатках.
  7. Крепим детали к рукам.

    Так делаются руки и ноги для лыжника

  8. Из оранжевого пластилина делаем овалы, вдавливаем их посередине - это обувь человечка.
  9. Вставляем ноги в ботинки.
  10. Из пластилина бежевого цвета делаем голову, маленькой точкой показываем нос.
  11. Крепим голову на туловище.
  12. Делаем тонкий шарфик - сплюснутую колбаску, которым скрываем место соединения головы и туловища.
  13. Из небольшого шарика зелёного цвета делаем шапочку, сделав в заготовке углубление.
  14. Небольшим кусочком оранжевого цвета обозначаем на шапке помпон.
  15. Надеваем шапку на голову.
  16. На головку 2 спичек накладываем по кусочку пластилина - это лыжные палки.
  17. Из куска жёлтого цвета формируем 2 длинные колбаски, на которых слегка заостряем и загибаем вверх по одному концу - это лыжи.
  18. Ставим человека на лыжи, в руки даём палки.

    Для лыжных палок можно использовать зубочистки, но со спичками детям работать удобнее

Фигура «Солдат»

Инструкция:

  1. Кусок пластилина зелёного цвета разрезаем до середины пополам, отгибаем две части вниз, слегка заглаживаем элементы, скругляя их. Это верхняя часть туловища с руками».

    Так делается туловище с руками

  2. Ещё один кусок разрезаем почти до основания, снова скатываем две тонкие части. Это нижняя часть туловища с ногами.
  3. Соединяем части.
  4. Из кусочка пластилина бежевого цвета формируем шарик - голову солдатика.
  5. Из двух небольших кусочков бежевого цвета делаем по шарику для ладошек, сжатых в кулаки.

    Туловище и ноги пластилинового солдатика

  6. Формируем тонкую длинную колбаску коричневого цвета - пояс гимнастёрки солдата.
  7. Из материала зелёного цвета делаем шарик, формируем из него блинчик - форменную фуражку.
  8. Из кусочка чёрного пластилина делаем сапоги. Для этого скатываем колбаску, загибаем 1/3 под прямым углом.

    Добавляем пояс и сапоги для фуражки

  9. Делаем второй сапог и крепим оба на ноги.
  10. Разводим руки и ноги так, чтобы было видно, что солдат шагает. Для этого одну руку сгибаем в локте, вторую отводим назад. Ноги растягиваем в шаг.

    Ножки конькобежца нужно хорошо скатать, чтобы они не сломались, когда ребёнок будет их сгибать Лепка на плоскости. Движущуюся фигуру человека ребята делали ещё в старшей группе Наш мальчик ещё и снег убирать может Рассмотренный способ лепки даёт большой простор для фантазии Для опоры в пластилиновые скульптуры иногда вставляется каркас

    Пластилиновая фигура человека, у которой есть выраженные конечности, хороша тем, что позволяет придумать много игр и комбинаций. Можно даже снять целый пластилиновый мультфильм.

    В подготовительной группе лепка человека в движении позволяет применить на практике все приёмы работы с пластилином, которые были известны ребятам до этого. Создание сложных композиций можно приурочить практически к любому поводу (празднику, памятной дате) или теме в календарно-тематическом планировании. Однако составление конспекта занятия по лепке человека в динамике требует от воспитателя чётко продуманной структуры, грамотного распределения времени (вплоть до разделения объёма работы на 2 урока), так как в поделке достаточно много мелких элементов, с которыми малышам может оказаться трудно справиться.

Татьяна Плужникова
Конспект занятия по лепке из пластилина «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель : учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми движениями.

Задачи :

Формировать представление о мячике, о его форме круг.

Развивать мелкую моторику рук, речь и мышление.

Вызывать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности. Прививать аккуратность

при выполнении работы.

Ход занятия:

Ребята, к нам пришёл в гости дружок. Давай те с ним поздороваемся. Но он чем-то расстроен.

Посмотрите какое у него настроение? (грустное, печальное, невесёлое )

Почему он грустит? Как вы думаете?

Давайте всё-таки спросим у дружка что случилось?

Ребята, дружок грустный потому что с ним приключилось беда. Он потерял

свою любимую игрушку, а какую вы должны отгадать :

Он лежать совсем не хочет

Если бросишь – он подскочит,

Бросишь снова – мчится вскачь,

Угадайте это?. (Мяч)

Правильно дружок потерял свой мячик.

Давайте рассмотрим его.

На какую геометрическую фигуру он похож?

Какой наш мячик по форме? (круглый)

А может ли мячик катиться? Посмотрите как он катится.

Дети, а как вы думаете, что можно делать с мячиком? (играть, катать, бросать.)

Правильно.

Мячик можно катать, бросать, отбивать ножкой, с ним можно играть.

А в какие игры вы любите играть с мячом (проводится игра) .Давайте вместе с вами поиграем. Я буду ударять мяч, а вы вместе со мной выполнять движения.

Дети, назовите предметы из нашей жизни похожие на мяч.

А кто знает, чем надувают мячи?

Дидактическое упражнение «Насос» (Звук с-с-с)

Какой звук издаёт насос?

Для этого приготовим ручки и покажем, как работает насос. (тихо, громко, быстро, медленно.) А теперь давайте сделаем тишину, чтобы дружок нас не услышал

А как вы думаете, если мяч опустить в воду он утонит или нет?

Давайте на носочках, руки на поясе, спинки прямые подойдём к столу и посмотрим, что произойдёт на самом деле с мячиком. Наш мяч не утонул, потому что внутри него находится воздух.

А давайте вспомним стихотворение о мячике.

О какой девочке говорится в стихотворении?

Давайте вместе выразительно расскажем стихотворение про мячик.

У меня в корзинке лежат мячи.

Какие они по – размеру? (большие и маленькие)

А давайте посчитаем их?

Теперь закройте глазки. Посмотрите, что изменилось? (один убрала)

А сейчас поиграем «Найди такой же» (на доске плакат с изображением мячей, детям предлагается найти одинаковые мячи.) Кто догадался, где одинаковые мячи? Наш дружок волшебник сейчас превратит вас в весёлые озорные мячики . Я читаю стихотворение, а вы выполняете вместе со мной движения.

Раз, два прыгай мячик

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Тише, тише мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под стол закатился

Ну а мы за стол садимся.

Дети, а теперь давайте сделаем подарок нашему дружку. Девочки сейчас будут лепить маленькие мячики и проходят садятся к Л. И., а мальчики будут лепить большие мячики подходят ко мне.

Но перед тем как начнём лепить разомнём наши пальчики.

(сожмите руки в кулаки)

Мне подарили мячик,

Он круглый и большой.

(вращение кистями рук)

Взлетает он до неба

Над моею головой.

У каждого из вас на столе пластилин разного цвета . Возьмите кусочек пластилина и разомните его в руках. Пластилин мягкий из него можно лепить. Теперь из этого кусочка будем скатывать с вами мячик. Чтобы наш мячик получился круглый, мы пластилин должны скатывать круговыми движениями между ладошек.

Вот какие у нас получились мячики. Теперь сложим их на поднос и подарим дружку,

чтобы он не терял их и не огорчался.

«Один-много»

Посмотрите сколько мячей я слепила (один)

А сколько мячиков вы слепили (много)

Молодцы! Теперь у дружка будет много мячей.

Посмотрите наш дружок стал улыбаться, посмотрите какое у него настроение (радостное) значит ему наши мячи понравились и он вместе со своими друзьями будет играть в весёлые игры .

Он с вами прощается и передаёт «Эстафету дружбы с мячом» .Он хочет, чтобы вы дружили друг с другом и веселились.

Он передаёт вам свою дружбу, а она от дружка к Тани, Вани и т. д. пусть ваша дружба

не покидает вас никогда. Дружок вам говорит спасибо и отправляется к своим друзьям. Дававайте попрощаемся улыбнёмся и скажем весело до свидания.

Рефлексия :

Что мы с вами сегодня делали?

Чтобы вы сегодня хотели бы рассказать своим родителям дома.

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия «Мой весёлый звонкий мяч» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка Детский сад № 54 Колпинского района г. Санкт.

Проектная работа инструктора по физической работе «Мой весёлый звонкий мяч!» Проектная работа инструктора по физической работе МБДОУ ДС КВ №8 пгт. Черноморского МО Северского района На тему: «Мой весёлый звонкий.

«Мой весёлый звонкий мяч». Сценарий музыкально-спортивного праздника для старшего дошкольного возраста Сценарий музыкально – спортивного праздника для детей старшего возраста: «Мой весёлый звонкий мяч». Цель: формирование здорового образа.

Конспект совместного спортивного развлечения с детьми и родителями «Мой весёлый звонкий мяч» Для подготовительной к школе группы. Программное содержание: воспитывать у детей и родителей положительные эмоции от совместного мероприятия;.

Конспект занятия «Мой веселый звонкий мяч» Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ – загадку, используя схему. Познакомить детей с историей появления и.

Краткосрочный проект по физкультуре «Мой весёлый, звонкий мяч» Инструктор по физкультуре высшей квалификационной категории Авдеева О. П. Краткосрочный проект «Мой весёлый, звонкий мяч…» Название проекта:.