» » Стиль сентиментализм в архитектуре кратко. Проявление идей сентиментализма в архитектуре культуры эпохи просвещения. Сентиментализм в литературе

Стиль сентиментализм в архитектуре кратко. Проявление идей сентиментализма в архитектуре культуры эпохи просвещения. Сентиментализм в литературе

Часть I

Отдыхающие Пастух и Пастушка, Франсуа Буше, 1761г.

В статье вы познакомитесь с развитием садов и парков как еще одним из вариантов искусства. Очередная эпоха повлияла на развитие ландшафтного дизайна. Продолжение развития пейзажных и регулярных парков в Европе и России. В каждой эпохе имеются свои символы, характерные произведения искусства. В различные времена выдвигался на передний план какой-нибудь вид искусства, лучше всего выражающий содержание своей эпохи. Во времена эпохи Просвещения ведущими видами искусства стали литература и садово-парковое строительство . Литература выдвинула идеи общего равенства и личной свободы, самоценности и самодостаточности личности, провозгласила преимущество разума, образованности и предприимчивости над высокородностью, уважение к труду и идеализацию природы. Литература воспела героев своего времени — Фигаро, Робинзона, Гулливера, представителей третьего сословия. Пейзажный парк эпохи Просвещения стал наилучшим объектом для «идейных инвестиций».

«Пекюше сделал знак, занавеси поднялись, и взорам предстал сад. В сумеречном освещении это было нечто ужасающее. Утес высился над газоном, как гора, гробница лежала кубом среди шпината, венецианский мост сгорбился над фасолью, а хижина издали казалась большим черным пятном: чтобы сделать ее более поэтичной, приятели спалили ее соломенную крышу. Тисовые деревья в форме оленей и кресел следовали друг за другом до сраженной молнией липы, протянувшейся в поперечном направлении от буковой аллеи до беседки, где томаты висели, как сталактиты. там и сям показывали свои желтые диски. Красная китайская пагода на пригорке имела вид маяка. Освещенные солнцем клювы павлинов бросали яркие отблески друг на друга, а за изгородью совершенно гладкая равнина замыкала горизонт» (Г. Флобер).

Да, у сторонников пейзажного парка , пришедшего в Европу из Китая в эпоху Просвещения, случались и неудачи. Но какое удивительное было время. Всего лишь столетие между двумя буржуазными революциями — английской 1689 года и французской 1789 года. Век великих идей, прекрасных заблуждений и жестоких разочарований.

Д.Левицкий Портрет смолянок 1773г.

Третье сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей свободных профессий, обладавших реальными знаниями и деньгами, составляло значительную часть общества, отличалось общими взглядами и стремлениями. Оно духовно и физически переросло то положение в обществе, которое отводилось ему феодально-абсолютистской и клерикальной культурой и само напоминало Гулливера в стране лилипутов, который должен был подчиняться воле забавных, совершенно беспомощных существ: «Сквозь левое окошко придворные кузнецы пропустили девяносто одну цепочку толщиной с часовые цепочки у европейских дам и замкнули их на моей левой ноге тридцатью шестью висячими замками» (Дж. Свифт «Путешествия Лемюаля Гулливера»).

Третье сословие также было связано множеством смехотворных «цепей» общества, утратившего связь с реальной жизнью. Во время прогулок по городу Гулливер «должен был внимательно смотреть под ноги, дабы не растоптать кого-нибудь…», а по улицам продвигаться медленно и боком, заранее сняв кафтан, чтобы не повредить крыши и карнизы домов его полами. Так и деятельность буржуазии угрожала повреждениями государственного устройства. Но развитие общества требовало этой деятельности, что и послужило причиной английской буржуазной революции 1689 года и формирования нового типа культуры.

Эпоха знаний и искусства, издание большого количества книг научных трудов, словарей.

Новая культура основывалась на разуме и знании, которые должны были вылечить все общественные недуги.

Important!

Условия жизни требовали расширения круга образованных и воспитанных должным образом людей.

Задачи образования и воспитания взяла на себя литература. Именно в это время стала издаваться «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» под редакцией д’Аламбера и Дидро, включавшая 17 томов текста, 11 томов с пояснительными таблицами и 5 томов приложений и дополнений. Тяга к знаниям и самообразованию была так велика и модна, что при появлении нового английского словаря у дверей публичной городской библиотеки в Париже каждое утро собиралась целая очереди желающих почитать его.

В.П. Лангер Вечерний зал

Книги по эстетике, философии, истории Вольтера, Дидро, Монтескье выпускались огромными тиражами и мгновенно раскупались. Идеи этих философов владели умами Европы, но не душами. Их рационализм, дидактика, морализаторство оставляли воображение равнодушным и не формировали эстетический идеал, рождающий художественные образы. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад к природе» определил душевную атмосферу эпохи Просвещения и вдохновил на создание характерных и ярких памятников.

Руссо был наиболее демократичен из просветителей. Если Вольтер считал, что «когда чернь принимается рассуждать, все погибло», то Руссо обосновывал право народа на свержение монархии и защищал демократические порядки. В своих стихах, романах, комедиях Руссо идеализировал природу, жизнь общества на патриархальной стадии развития, казавшейся ему идеально чистой в нравственном отношении. Мечта о естественном существовании в естественной среде естественного человека стала основной темой искусства. Руссо считал, что все, что препятствует естественному развитию человека, должно устраняться воспитанием, чем сразу же страстно увлеклись все виды искусства. Литература и театр внушали уважение к труду и чувствам простых людей («Памела» С. Ричардсона, «Севильский цирюльник» П.-О. Бомарше, «Трактирщица», «Слуга двух господ» К. Гольдони и др.).

Живопись представляла идиллические картины природы, населенной пастухами, пастушками и мирно пасущимися коровками. Музыка тоже отражала культ природы, рисуя сельские сценки и крестьянский быт. Например, в 6-ю «Пасторальную» симфонию Л. Бетховена входят части с названиями: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства, после грозы».

Во второй половине XVIII века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. Русский портрет той поры счастливо сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человеческой личности. Художники воссоздавали образ человека с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системы многослойного наложения красок, прозрачных лессировок, тонкого и виртуозного использования фактуры красочной поверхности. Все это определило значительное место отечественного портрета в современной ему европейской живописи.

Ф. С. Рокотов (1735 или 1736-1808). В ряду крупнейших портретистов был Федор Степанович Рокотов. Еще будучи молодым человеком, он получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно, однако в XIX веке художник был почти забыт и только в начале следующего столетия началось кропотливое собирание фактов его биографии и творчества. Многие события из жизни Рокотова остаются загадочными.

Уже в 1760 году Рокотов - преподаватель Академии художеств. Через 5 лет ему было присвоено звание академика. После столь блестяще начатой карьеры, он покинул Академию художеств и переехал в Москву. Там начался новый, творчески очень плодотворный период его жизни.

Рокотов писал преимущественно камерные портреты. В его произведениях отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.

Еще в ранних произведениях Рокотова - портретах великого князя Павла, девочки Е. Юсуповой и других сказывается умение не только правильно передать сходство, но и наделить образ большой одухотворенностью.

Творчество Рокотова расцветает в последующие годы, когда художник еще более обогащает и усложняет колорит, добивается в портретах передачи внутренне значительного, приподнятого образа. В поздних портретах Рокотов подчеркивает интеллектуальность и одухотворенность своих моделей.

В портрете В. И. Майкова (конец 1760-1778) Рокотов предстает во всем блеске и оригинальности своего таланта: живопись художника становится здесь особенно темпераментной, кисть свободной, колорит, построенный на противопоставлении красного и зеленого, приобретает звучность. В образе поэта, прославившегося комической поэмой "Игрок в ломбер", иллюзия живой жизни создана не мелочной передачей внешности, а яркостью и силой выявления характерных черт.

В портрете В. Е. Новосильцевой (1780) Рокотов находит ту же меру идеальности, что и в образе Майкова. В облике этой молодой женщины олицетворялось представление художника о прекрасном. Не менее характерными, рокотовскими, являются портреты "Неизвестной в розовом" (1770-е гг.), Н. Е. Струйского (1772), Е. Н. Орловой (1779) и Е. В. Санти (1785, ил. 67). Артистизмом и притягательной силой одухотворенности пленяет портрет В. Н. Суровцевой (втор. половина 1780-х гг. ил. 66), одно из самых выразительных полотен художника, очаровательный образ женственности.

Обычно Рокотов все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. Как будто портретируемые что-то недоговаривают, утаивают. Они словно погружены в таинственную живописную среду фона.

Произведения последних лет жизни Рокотова нам почти неизвестны, как и судьба художника в старости.

Сентиментализм в живописи В. Л. Боровиковского.

В. Л. Боровиковский (1757-1825). Третьим выдающимся мастером портретного жанра конца XVIII века был Владимир Лукич Боровиковский. Он родился в Миргороде на Украине и первоначальные профессиональные навыки получил у своего отца-художника. В иконах, написанных Боровиковским в молодости, чувствуется его крупное дарование. В Петербурге Боровиковский общался с представителями прогрессивно мыслящей русской интеллигенции кружка Г. Р. Державина, сблизился с Левицким, и возможно, у него учился. Портрет Е. Н. Арсеньевой, созданный в 1796 году (ил. 70), - произведение высокого мастерства. В нем, кроме того, намечен новый взгляд на человека. Художник изобразил портретируемую среди природы, в уютном уголке сада, на фоне зелени, с яблоком в руке. Если Арсеньева изображена задорно улыбающейся, очаровательной в своей счастливой молодости, то М. И. Лопухина (1797) полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной мягкостью и внутренней гармонией. В портретируемых Боровиковский воспевал способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, и в этом отношении он близок к представителям русского литературного направления сентиментализма , например, Н. М. Карамзину. Это проявляется и в образе Екатерины II , изображенной на фоне умиротворенной природы Царскосельского парка (1794), и в портрете торжковской крестьянки Христиньи (ок. 1795), идеального образа, прекрасного в своей "простоте", в групповом портрете сестер Гагариных (1802). В последний художник включил бытовую среду, связал фигуры действием, разработав тип парного изображения, предвосхищая поиски русских художников первой половины XIX века. В женских портретах художник стремился к особой поэтизации модели, к своеобразно непринужденному и в то же время изящному, слегка идеализированному ее изображению.

Более разнообразны и объективны по характеристикам мужские портреты Боровиковского. Изображенные более сдержанны в выражении чувств. Это портреты Г. Р. Державина (ок. 1795), Д. П. Трощинского (1799), Ф. А. Боровского (1799, ил. 71).

Особую группу составляют парадные портреты художника, отличающиеся монументальностью, торжественностью. Среди них наиболее показателен для самого мастера и общего направления русского искусства начала XIX века портрет А. Б. Куракина (ок. 1801). Представленная в рост фигура барски спесивого вельможи эффектно выделяется на фоне колонны и свисающего тяжелого занавеса.

В своем творчестве Боровиковский утверждал тот же высокий гуманистический идеал, который присущ русскому искусству всего XVIII века. Портреты, выполненные художником в период сближения с сентиментализмом и позднее, отражают характерные черты стиля классицизма.

Подобно большинству русских живописцев XVIII века, Боровиковский скуп и сдержан в выражении личного отношения к модели в парадном портрете.

Искусство Боровиковского не ограничивается кругом заказных портретов знати. Художник запечатлел и образы людей из народа. Кроме названного выше портрета Христиньи, он написал аллегорическое изображение зимы в виде старика крестьянина, греющего руки у огня.

В последние годы жизни Боровиковский много занимался религиозной живописью.

Наряду с произведениями Рокотова и Левицкого наследие Боровиковского завершает богатую и содержательную страницу истории русского портретного жанра, достигшего к концу XVIII века значительных успехов.

Сентиментализм сентиментали́зм

(от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения , сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.
Сентиментализм во французской живописи приобрёл нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Грёза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грёз любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грёз написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мёртвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намёк на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.



В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского . Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.).
Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма .

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "сентиментализм" в других словарях:

    Литературное направление в Зап. Европе и России XVIII нач. XIXвв. I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ. Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), к рое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после … Литературная энциклопедия

    Сентиментализм - СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII м века и окрасившее собою начало XIX го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным… … Словарь литературных терминов

    сентиментализм - а, м. sentimentalisme m. 1. Литературное направление второй половины 18 начала 19 в., пришедшее на смену классицизму, характеризующееся особенным вниманием к душевному миру человека, к природе и отчасти идеализирующее действительность. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, САНТИМЕНТАЛИЗМ чувствительность. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. сентиментализм (фр. sentimentalisme sentiment чувство) 1) европейское литературное направление конца 18 нач … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от французского sentiment чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 й половины 18 начала 19 вв. Отталкиваясь от просветительного рационализма (смотри Просвещение), объявил доминантой человеческой природы не разум, а … Современная энциклопедия

    - (от франц. sentiment чувство) течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 й пол. 18 нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма (см. Просвещение), объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и… … Большой Энциклопедический словарь

    - [сэ], сентиментализма, мн. нет, муж. (франц. sentimentalisme). 1. Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к… … Толковый словарь Ушакова

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, а, муж. 1. Художественное направление (в России в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. 2.… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 направление (80) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (фр. sentiment – чувство) – направление в литературе и искусстве 2 й половины ХVIII – нач. ХIХ вв. Возник как реакция на промышленный переворот ХVIII в. в Англии, а затем во всех европейских странах. Провозглашал культ естественного чувства… … Энциклопедия культурологии

    Сентиментализм - (от французского sentiment чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2–й половины 18 начала 19 вв. Отталкиваясь от просветительного рационализма (смотри Просвещение), объявил доминантой человеческой природы не разум, а … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Комплект таблиц. Литература. 5-11 классы. Теория литературы (20 таблиц) , . Учебный альбом из 20 листов. Художественные системы в литературе. Реализм. Принципы ритмической организации стихотворных произведений. Изобразительно-выразительные средства языка.…
  • Новая Российская Энциклопедия Том 14 Часть 2 Рылеев - Сентиментализм , . Новая Российская энциклопедия (НРЭ) - фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.…

Понятие сентиментализм используется в литературе, психологии, даже архитектуре и дизайне. Слово сантименты было заимствовано в русском языке. Даже понимая его или имея отдаленное представление, не многие могут объяснить, что такое сентиментализм. Это направление пользовалось популярностью долгое время, так как затрагивало главные чувства и эмоции людей. Что оно собой представляет и какими отличительными особенностями обладает? Попробуем разобраться подробнее.

Предпосылки появления сентиментализма

Предпосылками появления направления служит философское течение, которое называется сенсуализм. Его представители говорили о том, что весь окружающий мир отражает чувства человека. Только используя эмоции можно понять и осознать жизнь, прочувствовать ее.

Сентименталисты взяли за основу чувства человека, поставили его на первое место. Они считают, что от момента рождения в каждом заложена добродетель и набор эмоций, которые позволяет ему чувствовать мир. Затрагивая основные инстинкты, направление получило популярность и со временем вытеснило классицизм, который ставил разум на первое место, и считал эмоции второстепенными. Тонкая лирика отражала всю призрачность земного существования.


В Россию сентиментализм проник гораздо позже, когда произведения Руссо были переведены на русский язык. Произведение «Бедная Лиза» Радищева буквально перевернуло отношение общественности к «чувствительной» прозе и положило начало изменению общественного сознания.

Сентиментализм в литературе

Само понимание сентиментализм дословно имеет значение чувствительный, трогательный, нежный. Оно образовано от прилагательного, который используется при обозначении симпатии в английском языке. В литературе его начали использовать приблизительно в конце 18 века (если говорить о России, а для Англии это было первые года этого же века). Это одно из важных направлений начало пользоваться популярностью, когда люди из бедных сословий стали превозносить свою политическую и социальную роль. Сильное расслоение общества привело к тому, что средний класс исчез, а между высшей прослойкой (аристократия, духовенство) и бедняками образовалась взаимная неприязнь.

Так как они не находились на одном уровне, таким образом, низшие прослойки общества выражали свою позицию относительно изменений в обществе. В сентиментализме все перевернуто с ног на голову и мышление, логика и здравый смысл заменены на жалость, доброжелательность, чувства, превознесение основ демократии и равенства. Социальные обязанности ставятся ниже личных инстинктов.


В литературе сентиментализм имеет немного идеологическое значение, для него характерна искренность и сочувствие к людям, которые ниже по статусу: к беднякам, нищим, простолюдинам. В произведениях писателей-сентименталистов заметна резкая критика по отношению к социальной несправедливости, жестокому отношению к низшему сословию. Отличительными особенностями сентиментализма от других направлений являются:

  • Жанр полностью подчинен эмоциям (в отличие от классицизма, в котором власть отдана разуму).
  • Свобода выбора чувств и выражения своей идеи.
  • Главенство демократической мысли.
  • Идея о равенстве всех народов.
  • Проявление нежности и сопереживания.

Творения писателей – сентименталистов отличаются тем, что главные герои почти во всех случаях относятся к низшему сословию и являются простолюдинами. Весь сюжет наполнен их чувствами, переживаниями, ощущениями. Сентиментализм показал важность демократии, равенства всех сословий, что было важно для России тех времен.

Сентиментализм легко выделить среди остальных по ряду характеристик, которые присущи только ему.


Например, в любом произведении этого направления, можно заметить следующее:

  • Присутствует культ эмоций и чувств.
  • Простой человек без богатства и регалий превозносится.
  • Личная жизнь в приоритете над социальной.
  • Красочно описаны эмоции и переживания.
  • Выражен протест против верховенства и аристократии.
  • Резкое негативное отношение к высшим сословиям.

Чаще всего произведения были написаны в жанре повести, личного дневника, письма или романа. Ярко выражена мечтательность, восторженные чувства, слезливость. Яркими представителями этого направления являются: Ричардсон С, написавший «Кларисса» и «Памелла», Штерн Л. «Жизнь и мнения Тристрамю Шенди», Гете И.В. «Страдания юного Вертера», в России это были Радищев А. «Путешествие из Петербурга в Москву», Карамзин М «Бедная Лиза».

Понятие сентиментализма используется и в психологии. Специалисты с его помощью характеризуют состояние психики, когда человек избыточно подвержен чувствам. Не определяя ее как патологию или отклонение, а лишь как в качестве характеристики отношения к тем или иным событиям. Часто отмечается, что слезливость может возникать по любому поводу. Особенности сентиментального человека заключаются в следующем:

  • Сильная мечтательность и слезливость.
  • Иллюзорный мир чувств преобладает над здравым смыслом.
  • Повышенная эмоциональность, чувственность.
  • Ориентированность на трогательные, восторженные чувства.
  • Выбор лирических эпитетов в отношении обыденных событий.

Положительным ли качеством является сентиментальность или отрицательным, с точностью никто сказать не может.

Не прошло направление сентиментализма бесследно и в архитектуре, отразившись на парковых строениях. Взяло свое начало направление в Великобритании 18 века. Главное внимание нацелено на интересах простолюдин, выходцев из низшего сословия. Это течение было прогрессивным для своего времени и отражало экономические и социальные процессы.

Устав от шума и пыли больших городов, люди хотят жить ближе к природе, создают таинственные композиции беседок с дикими растениями. Сентиментализм призывает к возвращению в естественное состояние, спрятаться в «гротах уединения».

Русская усадьба конца 18 века считается классическим симбиозом классицизма и сентиментализма. Дом с обязательной парковой зоной или садом, как возможность комфортного существования.


Сентиментализм является широким понятием, поэтому его используют в разных областях жизни. Дать полную характеристику ему сложно, как и каждое направление, оно многогранно. Многие поэты пытались описать это в своих произведениях, художники отразить в своих картинах, архитекторы в своих строениях.

В русской живописи второй половины 18 века существовали два направления - классицизм и сентиментализм. Сентиментализм (от французского "сентимент" - чувство) - художественное направление, характеризующееся вниманием к духовной жизни человека, чувственностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. Сентиментализм отдает предпочтение не разуму, а чувствам. В этом смысле кредо сентиментализма передают слова Руссо: "Разум может ошибаться, чувство - никогда". В исторической перспективе сентиментализм - предшественник романтизма, его первая историческая фаза. Родство с романтизмом проявляется в перенесении на индивидуальное состояние духа, интерес к сложным характерам, изменчивым переживаниям.

Черты сентиментализма выражены в творчестве В.Л. Боровиковского (1757 - 1825). Для него характерен интерес к передаче внутреннего мира, душевных состояний, настроений, в частности жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой. Созданные им образы очень поэтичны, одухотворенные. Лучшим среди них является портрет М.И. Лопухиной (1797), удивительный по лиризму и красоте, самый поэтичный образ 18 века. Идеи сентиментализма проявились даже в изображении императрицы. Боровиковский изображает ее не как законодательницу со всеми императорскими регалиями, а как обыкновенную женщину в чепце на прогулке в Царскосельском парке.

Третий крупнейший художник рассматриваемого периода - Д.Г. Левицкий (1735 - 1822) - создатель парадного портрета, который должен был передавать социальное положение человека, и большой мастер камерного, психологического портрета. Про Левицкого говорили, что он запечатлел в красках весь "екатерининский век", переписал всех екатерининских вельмож. Самые известные работы Д.Г. Левицкого - портреты Д. Дидро, Н.И. Новикова, Е.Р. Дашковой, Н.А. Львова, П.А. Демидова. Сама императрица была его моделью. Наиболее известно ее изображение в образе законодательницы (1783). В 70-е годы Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Екатерина II, занимавшаяся вопросами воспитания, сделала заказ на портреты. Девочки разных возрастов изображены музицирующими, танцующими и просто позирующими (самые маленькие). Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Он был самым любимым портретистом эпохи. Современников поражало его умение передавать сходство модели, красоту тканей, драгоценностей, изысканность красочных сочетаний. Наследие Левицкого насчитывает свыше 100 портретов, которые рассказывают о той эпохе не меньше, чем самые многословные мемуары.



Крупнейшим представителем классицизма в русской живописи был А.П. Лосенко (1737 - 1773). Он является основоположником исторического жанра. Он родился на Украине, рано осиротел и попал в Петербург в придворный хор, откуда в 16 лет был отдан в обучение к И.П. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств. По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко стал профессором, позднее директором Академии художеств. Его рисунки и картины ("Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель") пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях - "Владимир и Рогнеда" (1770) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Работа над картиной о киевском князе Владимире, решившим силою увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натуральных рисунков для изображения русских воинов. Это первая русская историческая картина на национальную тему. В "Прощании Гектора с Андромахой" Лосенко, избрав античный сюжет, Выступил как характерный мастер классицизма. Он утверждает идею свободолюбия человека, его патриотизм, гражданственность, готовность к подвигу. Таким показан Гектор -герой гомеровской "Илиады", прощавшийся с семьей и соотечественниками перед боем.

Лосенко был не только талантливым историческим живописцем, но и незаурядным портретистом. До нашего времени дошли некоторые его полотна этого жанра, в том числе выразительный портрет первого русского актера Ф.Г.Волкова. Лосенко рано умрет, так и не успев воплотить многие творческие замыслы, и Академия художеств лишилась крупнейшего педагога.

Важное событие в истории русской культуры второй половины 18 века - это создание Эрмитажа. В 1764 году в зимний дворец была доставлена первая партия из 200 картин, купленных в Германии. Она и положила начало музею. Картинная галерея быстро росла. Этому способствовали крупнейшие русские дипломаты, закупавшие за границей произведения искусства для Екатерины II. Особую активность проявлял Д.Голицын - русский посол во Франции, а затем в Голландии. Екатерина II коллекционировала не только картины, но и разные камни, фарфор. Ныне Эрмитаж - это один из крупнейших музеев мира. Он включает 5 дворцов, построенных русскими и иностранными мастерами во второй половине 18 - первой половине 19 веков. Это Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. В интерьерах этих шедевров архитектуры развернута грандиозная экспозиция произведений искусства всех времен и народов. В коллекции Эрмитажа около 3-х миллионов экспонатов.
Литература. Русская литература этого периода развивалась в русле классицизма. Классицизм в литературе культивирует эстетику "должного" или разумного. Долг по отношению к своему государству превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Интимные, бытовые стороны жизни человека не интересовали писателей-классицистов. Классицизм отличался нормативностью, он предписывал строгие правила создания литературного произведения. Требовалось соблюдать три единства в развитии сюжета (единства времени, места и действия), строго разграничивать жанры (ода, трагедия, комедия, сатира), изображать события, которые представляли интерес для общества и государства: войны и политику царей, подвиги полководцев.

Значительных успехов классицисты добились в изображении типических, обобщенных характеров. Правда, здесь не удалось избежать упрощения и схематизации. Все герои в произведениях классицистов строго делились на положительных и отрицательных. Каждый персонаж выражал какую-нибудь одну черту, одну "страсть" - порочную или возвышенную. Но в изображении этих страстей классицисты достигли большого мастерства. Вспомним образ лгуна и лицемера Тартюфа в пьесе французского драматурга Мольера "Мещанин во дворянстве" или тип лентяя Митрофанушки в комедии Фонвизина "недоросль" (1782).

Основоположниками классицизма в русской литературе были В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин (1745 - 1792), Г.Р. Державин (1743 - 1818). Русский классицизм имеет в своей основе те же мировоззренческие и эстетические установки, что и западноевропейский, но у него были и свои национальные особенности. Он ближе стоял к фольклорной, поэтической основе, острее выступал с критикой общественных недостатков. Русские авторы далеко не всегда следовали канонам классицизма: они смешивали жанры (Державин), не видели большой беды в обращении к разговорному языку (Сумароков), в таком серьезном и важном жанре, как трагедия, заметно отходили от античных сюжетов. Русские классицисты предпочитали изображать своих "героев". Раскрывать важные истины на примере собственной национальной истории. Например, ломоносов воспевал в своих одах победы русских войск, Петра I, а Сумароков в трагедиях приковывал внимание к образам благородных князей и храбрых дворян. Это было нарушением принятых в Западной Европе традиций, по которым приобщать зрителя к прекрасному в трагедийном жанре следовало через античных героев и сюжеты.